Действующий

Об изложении в новой редакции Лесного плана Республики Карелия



Транспортная инфраструктура


Актуальной является задача капитального ремонта имеющихся лесовозных дорог. В Карелии на ближайшие 10 лет затраты на капитальный ремонт лесовозных дорог можно оценить в сумму более 2572,6 млн. руб.


Для реализации задачи полного и экономически выгодного использования лесосырьевых ресурсов, в первую очередь, необходимо создание удовлетворительных дорожных условий для осуществления транспортно-коммуникационных операций в цикле лесовосстановление, лесозаготовка, лесопереработка, нелесное использование лесных массивов.


Затраты, понесенные арендаторами на строительство новых и восстановление старых лесовозных усов при параллельном осуществлении ремонта и реконструкции имеющейся дорожной сети, будут не всегда окупаться. Именно поэтому крайне актуальной является задача создания дорожно-транспортной сети многоцелевого назначения.


В современных условиях хозяйствования строительство лесовозных дорог осуществляется за счет собственных средств лесозаготовительных предприятий. Данные издержки могут позволить лишь крупные предприятия, имеющие доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам.


За период 2009-2013 гг. с учетом вложения собственных средств предприятиями ЛПК плотность дорог увеличится в среднем на 0,6 км/1000 га (30% от существующей плотности), что не позволит достигнуть нормативного значения плотности дорог для рационального лесопользования. Так как арендаторами по большей части осуществляется строительство лесовозных усов, срок действия которых 1-2 года, то заметного развития транспортной сети это не обеспечит.


Вследствие этого необходима разработка централизованных планов строительства сети магистральных лесовозных дорог.


Развитие сети лесовозных дорог в Карелии планируется осуществлять в два этапа.


На первом этапе намечается достижение равномерной плотности дорог по всей территории Республики Карелия до уровня 5,5-6 км на 1000 га до 2013 г. за счет государственно-частного партнерства. Для этого необходимо строить дорог в лесничествах с низкой плотностью дорог: Лоухском (1,45 км/1000 га), Калевальском (1,51 км/1000 га), Костомукшском и Муезерском (1,5 км/1000 га), Беломорском, Кемском и Сегежском (1,06 км/1000 га) и Пудожском (1,27 км/1000 га) лесничествах. Необходимый объем строительства по этим лесничествам составляет 4-5 км/1000 га (в среднем 1-1,2 км/1000 га в год).


Параллельно необходимо проводить капитальный ремонт и реконструкцию дорог в лесничествах южной части Республики Карелия (Кондопожское, Прионежское, Пряжинское, Сортавальское, Лахденпохское, Питкярантское, Олонецкое). При выполнении запланированных объемов дорожного строительства лесозаготовительными предприятиями за счет собственных средств к 2013 г. плотность увеличится на 0,6 км/1000 га. При привлечении государственных инвестиций в необходимом размере в каждое лесничество плотность дорог увеличится еще в среднем на 2,96 км/1000 га. В итоге при государственно-частном партнерстве к концу первого этапа будет достигнута равномерная концентрация дорог по Республике Карелия в пределах 5,5-6 км/1000 га.


На втором этапе необходимо продолжить повышать плотность дорог по всей территории Республики Карелия в зависимости от почвенно-грунтовых, климатических, рельефных и других природно-производственных условий.


Выполнение рекомендаций позволит к окончанию второго этапа (к 2018 г.) повысить плотность лесотранспортной сети в среднем по Республике Карелия до 8-9 км/1000 га. Самая высокая плотность будет в Пудожском лесничестве (9 км/1000 га), что связано с развитием Пудожского мегапроекта, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, в который включена программа "Развитие лесного хозяйства".


В целях разработки целевой программы по развитию лесного хозяйства Республики Карелия издан Приказ Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 13.05.2011 N 680 "О разработке Программы "Развитие лесного хозяйства Республики Карелия на 2012-2015 годы", в котором определен перечень подпрограмм и сроки их разработки.


В состав Программы будут включены подпрограммы, в т.ч. "Развитие лесной транспортной инфраструктуры".


Комиссией по обору тематик на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых из бюджета Республики Карелия, на 2011 год утверждена работа "Методические основы инвентаризации автомобильных дорог на землях лесного фонда и отражение результатов инвентаризации в региональной системе учета".