Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 30.12.2019 г. N 627-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области



Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Челябинская область - один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Челябинской области в настоящее время является стабильной. Но, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории Челябинской области сохраняются угрозы экологической безопасности.


Основной вклад в объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносит деятельность промышленных предприятий металлургического производства и предприятий по производству энергии. Валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинской области в 2022 году составил 534,23 тыс. тонн. Общий объем выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Челябинской области в 2022 году составил 424,65 тыс. тонн, вклад автотранспорта в валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2022 году составил 109,57 тыс. тонн. В 2021 - 2022 годах в число городов, имеющих очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, вошли Челябинск, Магнитогорск и Златоуст. В целях реализации федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" в части улучшения экологической ситуации в городах Челябинске и Магнитогорске реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Челябинске и Магнитогорске (далее именуются - Комплексные планы). По итогу реализации Комплексных планов снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2026 год в городе Челябинске составит 45,4924 %, в городе Магнитогорске - 25,2317 %.


Ведется работа по созданию сводных расчетов загрязнения атмосферы (на 2022 год работа проведена по 7 городам Челябинской области).


Осуществляется регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее именуются - НМУ). Эффективность снижения выбросов предприятиями в периоды НМУ в 2022 году составила в городе Челябинске 84 процента, в городе Магнитогорске 88 процентов.


Повышение информированности о состоянии окружающей среды предполагает развитие территориальной системы наблюдения. В Челябинской области ведется отработка пилотного проекта по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и по созданию единой информационной системы.


Количество образующихся отходов производства и потребления на территории Челябинской области в 2022 году составило более 260 млн. тонн. Более 99 процентов от общего количества образующихся в Челябинской области отходов составляют промышленные отходы. Основная доля этих отходов приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности.


Общее количество образующихся твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО) на территории Челябинской области в 2022 году составило 790,435 тыс. тонн. Около 90 процентов ТКО размещается на полигонах. Обработке подлежит более 69 процентов ТКО. Извлечение полезных компонентов ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот составляет 9,9 процента.


Отсутствие достаточно развитой инфраструктуры в сфере обращения ТКО ведет к росту стихийных относительно мелких, но многочисленных свалок, наличие которых угрожает экологической безопасности населения и окружающей среде.


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов. В целях выполнения указанной задачи реализуются федеральные проекты "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".


На территории Челябинской области разработана территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, которая должна обеспечить единый комплексный подход к организации системы обращения с ТКО на территории Челябинской области, в том числе созданию и эксплуатации объектов обращения с ТКО (мусоросортировочные, мусороперегрузочные комплексы, полигоны ТКО), на основе кластерного подхода - деления всей территории Челябинской области на зоны исходя из экономических, логистических и инфраструктурных принципов до 2026 года.


С целью участия Челябинской области в федеральном проекте "Генеральная уборка" Министерством экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) в Минприроды России направлен перечень 39 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде.


В результате влияния климатических факторов водные объекты Челябинской области претерпевают изменения. В связи со снижением запасов воды сокращается роль разбавления, что приводит к снижению самоочищающей способности водных объектов. Высокие температуры и отсутствие циркуляции усиливают рост, развитие и отмирание водорослей и высшей водной растительности, что способствует образованию большого количества органических веществ.


В результате антропогенной деятельности (распашка земель, орошение полей, осуществление хозяйственной деятельности) ускоряются процессы поступления в водные объекты минеральных и органических веществ путем выноса талыми и ливневыми водами с водосборной площади химических веществ. Интенсивное использование водных объектов в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях приводит к высокой степени загрязнения и снижению качества воды.