Действующий

Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области



Раздел 14 "ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ"


Общие вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России.


С 2017 по 2019 годы в субъектах Российской Федерации началось внедрение новой системы обращения с отходами. Преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления".


В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов, жесткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также использование наилучших доступных технологий. Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20 - 100 млн. рублей. Финансирование отрасли предполагает исключительно внебюджетные источники.


Предпосылками начатой реформы явились:


Большое количество накопленных отходов: в настоящее время в России по данным статистики ежегодно город с населением около 1 млн. человек выбрасывает на прилегающие территории до 400 тысяч тонн ТКО, что соответствует удельному выходу отходов на одного жителя в нашей стране порядка 350 - 400 кг в год;


Отсутствие инновационных методов борьбы с отходами: основные методы борьбы с отходами за последние года в России не изменились: захоронение, сжигание и частичная переработка. Цена потребных ресурсов для этой борьбы высока, но более-менее известна. Так, для захоронения на современном полигоне 5 млн. кубометров твердых бытовых отходов (ТКО) - необходимо каждый год выводить из пользования 40 Га пригородных земель, что немало по любому счету, и это не считая все время увеличивающихся расстояний и затрат на перевозку отходов. Однако, традиционно, полигонное захоронение так и остается основным методом борьбы с отходами.


Отсутствие совершенной системы сбора и обработки отходов: система сбора и обработки в России практически не обновлялась в течение последних 40 - 50 лет. В большинстве случаев мусор захоранивается на специальных полигонах. Сбор фильтратов и свалочных газов при этом не производится, что создает значительную экологическую опасность для окружающей территории.


Отсутствие достаточных мощностей по обезвреживанию отходов производства и потребления.


Объем ежегодного образования ТКО составляет более 40 млн. тонн (~130 млн м3). В расчете на одного жителя страны приходится до 250 кг бытового мусора в год, что сопоставимо со среднеевропейскими показателями.


С учетом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35% - вторичное сырье, 35% - биоразлагаемые отходы, 30% - неперерабатываемые отходы. Потенциал переработки ТКО во вторичное сырье может быть оценен в 14 млн. тонн (45,5 млн. м3) в год, в то время как большая часть ТКО - около 93% (или 37,2 млн тонн) - вывозится на свалки и полигоны. Главный недостаток данной стратегии заключается в том, что свалки являются серьезным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора - диоксинами, фуранами и бифенилами. При этом предельно допустимые концентрации опасных веществ могут превышаться в 1000 и более раз. В последние годы значительно возросло движение за запрет организации свалок вблизи населенных пунктов.


Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями:


- полигоны;


- компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора - обычно несколько компаний в регионе);


- комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов);