Действующий

О государственной программе Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края" (с изменениями на 28 мая 2024 года)



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Камчатского края


1. Экономика Камчатского края лучше, чем ожидалось, пережила потрясения, вызванные санкциями, справившись с экономическими вызовами. Со стороны государства малому бизнесу оказывалась прямая финансовая поддержка - займы, поручительства и отсрочки, реализован широкий спектр мер налоговой и имущественной поддержки предпринимательства, реализованы мероприятия по снятию административных барьеров. Это во многом поддержало предприятия региона, особенно обеспечивающие производство и завоз продовольственных товаров, товаров первой необходимости. Ни одно предприятие на полуострове не закрылось под влиянием санкционного давления со стороны недружественных государств.


2. Стабилизация социально-экономического положения Камчатского края, развитие экономического потенциала региона в тех сферах, где у него есть реальные конкурентные преимущества на региональных и мировых рынках, развитие новых производств не возможны без участия государства, роль которого заключается в выстраивании открытой деловой системы, устранении излишних барьеров и препятствий, исключении дополнительных рисков ухудшения условий функционирования бизнеса.


3. Региональным вектором развития экономики становится увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в рост оборота организаций и валового продукта региона, рост занятости за счет развития действующих предприятий, расширение перечня производимых товаров и услуг, способствующие диверсификации производств и насыщению внутреннего и внешнего рынков, внедрение инновационного производства.


4. Состояние отраслей обрабатывающей промышленности отчасти характеризуется неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Промышленность Камчатского края развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют.


5. Экспортная деятельность в регионе является фактически моно-отраслевой. В структуре экспорта региона преобладает продукция из водных биологических ресурсов (до 96,5 процентов). Такая ситуация, несмотря на развитие других отраслей экономики Камчатки, будет сохраняться в среднесрочной перспективе под влиянием следующих ограничений:


1) недостаток конкурентоспособного продукта, ограниченность ассортимента товара, который может поставляться на экспорт;


2) изменение внешнеполитической ситуации, ввод санкций в отношении Российской Федерации;


3) логистические ограничения в доставке до потенциальных стран партнеров из-за территориальной удаленности;


4) высокая себестоимость поставляемого товара за счет дорогой логистики и высокой стоимости энергоресурсов.


6. Территория Камчатки характеризуется разобщенностью населенных пунктов. За пределами Авачинской агломерации муниципальные образования в отдельных случаях включают в себя поселения, отличающиеся значительной отдаленностью друг от друга, что формирует низкий уровень транспортной доступности. В связи с этим главным фактором, влияющим на ценообразование в крае, являются транспортные затраты на доставку товаров до торгового объекта. Доля транспортных расходов в торговой надбавке составляет от 10 до 80 процентов в зависимости от удаленности населенных пунктов от краевого центра.


Регулирование ценовой ситуации на отдаленных территориях обеспечивается путем возмещения транспортных расходов хозяйствующим субъектам при доставке потребительских товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения в районах с ограниченными сроками завоза грузов.


7. Особенности развития экономики Камчатского края определяют основные задачи государственной политики в сфере реализации Программы:


1) формирование комфортного делового климата;


2) снижение уровня административных барьеров;