Действующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края" (с изменениями на 11 апреля 2024 года)



1. Оценка текущего состояния дорожно-транспортного комплекса Алтайского края


Развитие транспортной и дорожной отраслей влияет на развитие сфер экономики.


В 2022 году в 1,4 раза увеличен объем средств на развитие дорожного хозяйства по сравнению с предыдущим годом. На строительство, реконструкцию, ремонт и приведение в нормативное состояние около 800 км автодорог и 26 искусственных сооружений направлено более 22 миллиардов рублей.


Основные средства направлены на масштабные и стратегически важные объекты дорожной инфраструктуры. За счет инфраструктурного кредита реализован крупный проект - реконструкция путепровода через железнодорожные пути в центре города Барнаула. Кроме того, велась разработка проектно-сметной документации на строительство новой трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте, строительство обхода села Сузоп, подъезда к селу Яново, реконструкция автодороги Алтайское - Ая - Бирюзовая Катунь, а также ряд других объектов.


Значительный объем средств направлен на покупку техники. В 2022 году приобретено более 250 единиц (из них около половины - для нужд муниципальных образований) на общую сумму 2,1 миллиарда рублей. 39 единиц техники передано Славяносербскому району Луганской Народной Республики.


По сравнению с 2021 годом пассажиропоток Барнаульского аэропорта увеличился на 20 процентов и превысил 600-тысячный рубеж (в 2022 году - 627,6 тысячи пассажиров). Для дальнейшего увеличения его пропускной способности (до 1 миллиона 150 тысяч пассажиров) в год и повышения качества обслуживания в 2022 году дан старт проекту по строительству нового аэровокзального комплекса внутренних авиалиний (ООО "Новапорт Холдинг"). Работы планируется завершить в 2026 году.


Алтайский край первым в России начал заниматься перевозками скорыми пригородными поездами на неэлектрифицированных участках. Сегодня востребованы жителями современные поезда "Калина красная", "ВОСТОК", "Просторы Алтая" и "Просторы Алтая II", "Степной Экспресс". Ежемесячный пассажиропоток возрос до 70 тысяч пассажиров в месяц, что позволило обеспечить рентабельность маршрутов. Очередным этапом стал запуск в конце 2022 года скорого поезда "Барнаул - Славгород". Таким образом, пригородное сообщение стало доступно 845 тысячам жителей 23 районов и 9 городов (ранее - 16 районов и 7 городов).


В 2022 году речные грузоперевозки в Алтайском крае превысили почти тридцатилетний рекорд (1,2 миллиона тонн грузов), в том числе благодаря соглашению, заключенному между Правительством Алтайского края и Росморречфлотом. Это единственное в России подобное соглашение, заключенное на региональном уровне. Впервые за несколько десятилетий для Алтайского края в целях улучшения судоходной ситуации на реках приобретено новое судно - несамоходный земснаряд. В целом за год перенаправлено с автомобильного на внутренний водный транспорт более 59 тысяч грузовых автомобилей.


Продолжается обновление муниципального транспорта. 193 автобуса, приобретенные в 2021 году для нужд муниципальных образований края, обеспечили бесперебойное транспортное сообщение по 202 муниципальным маршрутам, из которых 34 маршрута были вновь установлены в 2022 году.


В 2022 году впервые выделены средства (более миллиарда рублей) на развитие системы городского электротранспорта. Реализуется мероприятие по приобретению 10 новых трамваев для города Барнаула, закуплено 7 троллейбусов для города Рубцовска. Городу Бийску в рамках мероприятий по развитию городского электрического транспорта предоставлены средства на предотвращение возможного банкротства. Кроме этого, в городах Барнауле, Бийске, Рубцовске проведена модернизация инфраструктуры городского электрического транспорта. В 2023 году на модернизацию и ремонт инфраструктуры городского электротранспорта предусмотрено 100 миллионов рублей.


Основными проблемами в сфере развития транспортной системы на текущем этапе являются:


перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность инфраструктуры, высокая степень износа инфраструктуры и основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, в частности, к контейнерным перевозкам, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения, недостаточно эффективная система безопасности;


высокий износ подвижного состава общественного транспорта.


Потенциал развития транспортной системы региона направлен на приведение качества дорог в соответствие с современными технологическими требованиями и стандартами, развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети, модернизацию железнодорожной инфраструктуры, развитие водного транспорта и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.