Действующий

Об утверждении государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области" (с изменениями на 21 октября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния транспортной инфраструктуры


Белгородская область обладает развитой сетью внешних транспортных коммуникаций. По территории области проходят дороги федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, соединяющие транспортные магистрали южной и центральной России с северными и восточными регионами.


Белгородская область находится в районе высокой плотности прохождения разнонаправленных международных коридоров.


Основные маршруты международных коридоров дополняются межрегиональными связями - электрифицированной двухпутной железной дорогой (Москва - Тула - Курск - Белгород - Харьков), федеральными автомобильными дорогами, а также железными дорогами различных локальных направлений.


В Белгородской области на пересечении магистральных железных дорог с основными территориальными автодорогами сформированы два крупных транспортных узла - Белгородский и Валуйский.


Железнодорожные ветки имеют меридиональное направление, связывают вертикально расположенные населенные пункты области (Юго-Восточная железная дорога). При стабильной геополитической ситуации в зимний период через Белгородскую область проходило 25 пар поездов дальнего следования в сутки, большинство из которых следовали на территорию Украины или через территорию Украины на юг России и в обратном направлении. В летний период это количество возрастало до 70 и более пар поездов в сутки. С 2014 года транзитные потоки на переходах через границу с Украиной значительно снизились, при этом территория области остается важным направлением для грузовых связей Украины и Европы с Казахстаном и странами Средней Азии и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали по маршруту TSR2 (через г. Валуйки).


Четыре района области - Вейделевский, Корочанский, Красненский и Ровеньский не обслуживаются железнодорожным транспортом.


В структуре грузоперевозок наибольшую долю занимает железная руда, металлические изделия, зерно. Максимальный вклад в объем грузоперевозок вносят предприятия горнодобывающей промышленности - Лебединский и Стойленский горно-обогатительные комбинаты.


На начало 2022 года в области действовало 4 грузопассажирских железнодорожных и 2 грузовых железнодорожных пункта пропуска через государственную границу.


Международный аэропорт Белгород является современным транспортным узлом. Пропускная способность аэропорта - до 450 пассажиров в час. В 2021 году пассажиропоток стал рекордным и составил 583 тыс. человек - это третий показатель среди регионов Центрального федерального округа. Работа аэропорта Белгорода приостановлена с февраля 2022 года.


Структура сети автомобильных дорог Белгородской области наиболее близка к радиально-кольцевой структуре. Так, административным центром является город Белгород, вокруг которого сформировано несколько распределительных полуколец, обеспечивающих распределение транспортных средств в объезд города. От административного центра отходят несколько радиальных автомобильных дорог, обеспечивающих связь административного центра Белгородской области, административных центров муниципальных образований области и субъектов Российской Федерации. Дополнительная связь радиальных магистралей на удалении от распределительных полуколец осуществляется с помощью региональных и межмуниципальных автомобильных дорог. Вблизи административных центров организованы дорожные обходы, благодаря которым транзитные транспортные потоки не попадают в черту населенных пунктов.


На территории Белгородской области проходит несколько участков магистральной федеральной автомобильной трассы М-2 "Крым", а также участок, соединяющий г. Белгород и М-4 "Дон" через г. Алексеевку и г. Россошь, общей протяженностью 451,1 км. Федеральная автомобильная трасса проходит через Ивнянский, Прохоровский, Красногвардейский и Белгородский районы, Яковлевский, Старооскольский, Новооскольский, Губкинский и Алексеевский городские округа: проходит восточнее города Строитель, обходит город Белгород по объездной дороге с запада и далее идет на юго-запад через село Стрелецкое и заканчивается как М-2 "Крым" на государственной границе с Украиной.


Протяженность сети автомобильных дорог в Белгородской области составляет 22 тыс. км, из них порядка 15,2 тыс. км - дороги местного значения, 6,3 тыс. км - дороги регионального или межмуниципального значения, 0,5 тыс. км - дороги федерального значения.


Плотная сеть дорог обеспечила прямые связи с областным центром для всех районных центров области. В большинстве случаев по этим направлениям осуществляются и межрайонные связи. В зону полутора часовой транспортной доступности до основных экономических центров области (г. Белгород или г. Старый Оскол) входит большая часть административных центров муниципальных образований Белгородской области.


Сеть автодорог Белгородской области соответствует высоким стандартам безопасности движения (полное освещение трасс, барьерные ограждения).