В системе образования в Республике Марий Эл функционируют 43 организации дополнительного образования детей. Дополнительным образованием в Республике Марий Эл охвачено 86 653 обучающихся, что составляет 77,2 процента от общей численности детей возрастной категории 5 - 17 лет.
Наибольший охват детей дополнительным образованием составляет по социально-гуманитарной (29 процентов), художественной (25 процентов) и физкультурно-спортивной (23 процента) направленностям. По естественнонаучной направленности занимаются 13 процентов детей. Охват детей дополнительным образованием по программам технической направленности составляет 6 процентов и туристско-краеведческой соответственно 4 процента.
В общеобразовательных организациях функционируют 1 566 кружков (секций) физкультурно-спортивной направленности, в которых занимаются свыше 51 тыс. обучающихся, что составляет 59,6 процента от численности всех школьников, посещающих учебные занятия по физической культуре.
Ведущим направлением по вовлечению детей и подростков в занятия физической культурой и спортом является организация и развитие школьных спортивных клубов. В общеобразовательных организациях Республики Марий Эл созданы и функционируют 257 спортивных клубов, в которых занимаются более 15,5 тыс. обучающихся.
Системообразующими центрами развития дополнительного образования в Республике Марий Эл являются пять государственных бюджетных организаций дополнительного образования, которым присвоен статус ресурсного центра:
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи" (в области художественной направленности, социально-гуманитарной направленности);
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детский эколого-биологический центр" (в области естественнонаучной направленности);
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детско-юношеский центр "Роза ветров" (в области туристско-краеведческой направленности);
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Центр детского и юношеского технического творчества" (в области технической направленности);
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Республиканская спортивная школа" (в области физкультурно-спортивной направленности).
Важное значение в развитии системы дополнительного образования детей, соответствующей потребностям детей, их семей и реального сектора экономики в Республике Марий Эл, в настоящее время имеют три федеральных проекта национального проекта "Образование": "Успех каждого ребенка", "Современная школа", "Цифровая образовательная среда".
В Республике Марий Эл федеральный проект "Успех каждого ребенка" реализуется с 2019 года. Основная идея проекта - выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей. В рамках федерального проекта в 2023 году создано 1 534 новых места дополнительного образования, которые оснащены оборудованием и средствами обучения для реализации дополнительных общеразвивающих программ на сумму 9 445 156 рублей.
Программы дополнительного образования успешно реализуются в центрах образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей "Точка роста", созданных на базе сельских школ и общеобразовательных организаций малых городов в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". В Республике Марий Эл центры "Точка роста" с 2019 года созданы в 58 общеобразовательных организациях.
В рамках федерального проекта "Современная школа" с 2021 года на базе государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл Республики Марий Эл "Лицей Бауманский" и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Образовательный комплекс "Школа N 29 г. Йошкар-Олы" им. Героя Российской Федерации Дамира Эдуардовича Шаймарданова" созданы детские технопарки "Кванториум", где реализуются программы естественнонаучной, технической направленности.