Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 ноября 2013 г. N 353 "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл и экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 22 ноября 2013 г., N 22112013040341; 26 марта 2015 г., N 25032015040099, 3 декабря 2015 г., N 02122015040373; 7 апреля 2016 г., N 07042016040080; 12 сентября 2017 г., N 12092017040263; 12 февраля 2018 г., N 12022018040040, 27 июня 2018 г., N 26062018040239; 10 сентября 2019 г., N 10092019040231; 26 февраля 2022 г., N 26022022040071) следующее изменение:
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл и экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл, утвержденный указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя Правительства
Республики Марий Эл
М.ВАСЮТИН
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
1. Настоящий Порядок в соответствии с частями 2 и 6 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) определяет участников и процедуру оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Марий Эл обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Марий Эл обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливающих или изменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Марий Эл, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - оценка регулирующего воздействия), и экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, порядок проведения публичных консультаций, оценки качества проведенных процедур оценки регулирующего воздействия и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, а также порядок участия органов исполнительной власти Республики Марий Эл в публичных консультациях, проводимых при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти.
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
уполномоченный орган - Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл;
регулирующие органы - органы исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственные за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере в пределах своих полномочий;
разработчик - регулирующий орган или субъект права законодательной инициативы, разработавший проект нормативного правового акта Республики Марий Эл, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл (нормативного правового акта Республики Марий Эл), организуемое разработчиком в ходе проведения процедур оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия;
дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл (нормативного правового акта Республики Марий Эл), организуемое при подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования - этап процедуры оценки регулирующего воздействия, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
свод предложений - документ, содержащий все комментарии и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций (дополнительных публичных консультаций), а также результат их рассмотрения и его обоснование в случае отказа от учета предложения;
сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл (далее - сводный отчет Республики Марий Эл) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов ее решения;
отчет об оценке фактического воздействия - документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ);
заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру оценки регулирующего воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также республиканского бюджета Республики Марий Эл, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на проведение экспертизы, и содержащий выводы о наличии в нормативном правовом акте Республики Марий Эл, в отношении которого проводится экспертиза, положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
3. Оценка регулирующего воздействия заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
4. Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления в проектах нормативных правовых актов Республики Марий Эл положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, республиканского бюджета Республики Марий Эл.
5. Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов Республики Марий Эл:
а) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Марий Эл обязательные требования;
б) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Марий Эл обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Марий Эл, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
6. Оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
а) проектов законов Республики Марий Эл об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов Республики Марий Эл, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
7. Необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл определяется разработчиком с учетом пунктов 5 и 6 настоящего Порядка.
Разработчик после принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл, подлежащего оценке регулирующего воздействия, направляет в регулирующий орган уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл (далее - уведомление).
8. Уведомление оформляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.
9. Уведомление не составляется в следующих случаях:
а) если разработка проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл обязательна в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте Российской Федерации или нормативном правовом акте Республики Марий Эл;
б) если разработка проекта нормативного правового акта необходима исключительно в целях приведения нормативного правового акта Республики Марий Эл в соответствие с нормативным правовым актом большей юридической силы;
в) если разработка проекта нормативного правового акта необходима исключительно в целях устранения в нормативном правовом акте Республики Марий Эл положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, указанных уполномоченным органом в заключении об оценке фактического воздействия такого нормативного правового акта;
г) если разработка проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл необходима исключительно в целях устранения в нормативном правовом акте Республики Марий Эл коррупциогенных факторов.
10. Регулирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт регулирующего органа) в целях проведения публичных консультаций.
К уведомлению прикладываются материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций, в который включаются следующие вопросы:
Является ли предлагаемое правовое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого правового регулирования?
Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого правового регулирования?
Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?
Каково ваше общее мнение по предлагаемому правовому регулированию?