Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. N 293 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 27 октября, N 050020007869; 2023, 21 июня, N 05002011483).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Стратегические приоритеты
государственной программы Республики Дагестан "Развитие
топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния в сфере действия
государственной программы Республики Дагестан "Развитие
топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан"
1.1. Оценка текущего состояния в сфере развития
зарядной инфраструктуры
На начало 2023 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 20,7 тыс. электромобилей. Это составляет всего 0,05 процента от общего количества легковых автомобилей в стране.
Согласно проведенному анализу, в настоящее время в Республике Дагестан эксплуатируется порядка 500 электромобилей. Предполагается, что к 2025 году их число возрастет до 2,5 тыс., а к 2030 - до 22 тысяч.
На сегодняшний день на территории республики уже функционируют 6 зарядных станций для электромобилей общего пользования. Вместе с тем для обеспечения бесперебойного движения автотранспорта по территории Российской Федерации максимальное расстояние между двумя ближайшими зарядными станциями на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров. В связи с этим предполагается размещение зарядных станций для электромобилей преимущественно на трассах федерального и республиканского значения.
Различными исследованиями было подтверждено, что эффективность использования энергии электромобилями выше, следовательно, они выбрасывают меньше парниковых газов и других вредных веществ, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
На каждые 100 километров работы автомобиля с бензиновым двигателем расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электромобиль, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей электрокара и всего 38 МДж на передвижение.
Основной проблемой в сфере зарядной инфраструктуры является отсутствие достаточного количества зарядных станций для электротранспортных средств на территории Республики Дагестан.
Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году предполагает наличие 144 тыс. зарядных станций и 1,4 млн электромобилей (10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию).
Принимая во внимание мировой опыт, упор в развитии зарядной инфраструктуры следует сделать на увеличении доли быстрых зарядных станций. В связи с этим важным аспектом при реализации государственной программы Республики Дагестан "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Дагестан" в части развития инфраструктуры является активное содействие государства.
В Российской Федерации предусмотрены меры поддержки развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры в виде предоставления скидки до 25 процентов на покупку экологически чистого автомобиля в любом регионе страны по государственной программе льготного автокредитования.
В ряде регионов России установлены льготы на транспортный налог (в г. Москве и Московской области, Республике Дагестан, г. Калуге и Калужской, Липецкой, Тюменской областях льгота составляет 100 процентов, в Кабардино-Балкарской Республике, Сахалинской области и Камчатском крае - 50 процентов).
Также с 2020 года в ряде регионов России с владельцев электромобилей не взимается плата за пользование городскими платными парковками (Московский, Тюменский, Санкт-Петербургский, Рязанский, Воронежский, Тверской, Ставропольский, Тульский паркинги).
1.2. Оценка текущего состояния в сфере использования
природного газа в качестве газомоторного топлива
В республике насчитывается порядка 1 млн автотранспортных средств. Ежегодно их количество увеличивается на 3 - 5 процентов. При этом имеются предпосылки для строительства сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
По информации Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, количество транспортных средств, использующих газомоторное топливо, на сегодняшний день составляет 2119 ед. на КПГ (метан) и 152147 ед. на СУГ (пропан), или порядка 19 процентов от общего количества транспортных средств.
В качестве моторного топлива используют:
бензин - 35 процентов;
дизельное топливо - 32,5 процента;
пропан-бутан - 30 процентов;
метан - 2,5 процента автотранспортных средств в Республике Дагестан.
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30 процентов, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных.
Компримированный природный газ является самым дешевым видом моторного топлива, экономический эффект от его использования достигается за счет разницы затрат на моторное топливо.
Отечественная и зарубежная практики подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение загрязняющих выбросов автотранспортных средств, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива: Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей существенно снижает его износ, отсутствие каталитического нейтрализатора позволяет исключить детонацию в двигателе, уменьшает эксплуатационные шумы на 7 - 9 децибел.
Несмотря на это, использование компримированного природного газа не получило в Республике Дагестан широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системного и комплексного характера, практически не затрагивала бюджетные организации.
Оптимальным решением, направленным на стимулирование использования компримированного природного газа, является возможность предоставления субсидии на выполнения работ по переоборудованию автотранспортных средств на использование в качестве моторного топлива метана.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии на топливе ниже срока окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца, при среднегодовом пробеге в 100 тыс. километров.
1.3. Оценка текущего состояния в сфере газификации
населенных пунктов республики
Одним из приоритетных направлений улучшения социально-экономической ситуации в Республике Дагестан является дальнейшая газификация населенных пунктов.
Республика Дагестан состоит из 52 муниципальных образований: 10 городских округов, 41 муниципальный район и 1 муниципальный участок. Количество населенных пунктов - 1589, из них населенных пунктов городского типа - 27, сельского типа - 1562. На сегодняшний день газифицированы 750 населенных пунктов.
Уровень газификации составляет 77,6 процента. Система газопроводов состоит из газопроводов высокого, среднего и низкого давления, общая протяженность составляет 16,3 тыс. километров.
Сетевой природный газ используют порядка 607,7 тыс. абонентов - физических лиц и 13,8 тыс. предприятий различных форм собственности. Общее потребление природного газа составляет порядка 4 млрд куб. м ежегодно. Степень износа объектов газовой инфраструктуры в Республике Дагестан составляет порядка 40 процентов.
В настоящее время строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов к населенным пунктам осуществляется в рамках Программы развития газоснабжения и газификации Республики Дагестан на период 2021 - 2025" годов ПАО "Газпром", в том числе ежегодно утверждаемого Плана-графика синхронизации выполнения указанной программы с учетом мероприятий, реализуемых Единым оператором газификации, а также Республиканской инвестиционной программы.
Реализация мероприятий по газификации населенных пунктов Республики Дагестан, предусмотренных настоящей Программой, позволит улучшить социально-инвестиционный климат и качество жизни населения республики, повысить надежность газоснабжения потребителей.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы
Применительно к Республике Дагестан основными долгосрочными приоритетами развития зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями являются:
создание на территории Республики Дагестан необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
разработка комплексных городских программ по внедрению электротранспортных средств и развитию зарядной инфраструктуры для них.
Основными долгосрочными приоритетами развития рынка газомоторного топлива в Республике Дагестан являются:
развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
развитие сети специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования;
подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также газобаллонного оборудования;
преференции при приобретении автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе;
оказание поддержки в переоборудовании существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве моторного топлива.