ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 546


Об утверждении Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа"

(с изменениями на 31 мая 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 31.05.2024 N 180)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10 сентября 2013 года N 359 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чукотского автономного округа", Правительство Чукотского автономного округа постановляет:


1. Утвердить Государственную программу "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (Давидюк С.Н.).



Председатель Правительства
В.Г.КУЗНЕЦОВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 декабря 2023 г. N 546



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 31.05.2024 N 180)




Стратегические приоритеты Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа"



1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса, развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Чукотского автономного округа



Агропромышленный комплекс


Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются важными системообразующими сферами экономики округа, формирующими продовольственную безопасность округа, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий, играющими важную роль в жизнеобеспечении сельского населения.


Сельское хозяйство исторически и до настоящего времени - главная сфера приложения труда коренных народов региона, составляет материальную основу воспроизводства и поддержания их традиций, культуры, менталитета и других фундаментальных основ этноса и духовности.


По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 110,8 процента по отношению к уровню 2020 года, пищевых продуктов - 54 процента.


Достигнутый уровень развития агропромышленного комплекса региона обеспечивает планомерное выполнение задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Остается актуальной проблема повышения обеспеченности населения региона овощами. Она будет решаться за счет развития собственного производства.


По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий (среднее значение) составила 38,6 процента.


Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (без субъектов малого предпринимательства) за январь - декабрь 2022 года сложилась на уровне 71 852 рубля, что выше на 15,1 процент предыдущего года. При этом, в сравнении с 2017 годом, заработная плата работников отрасли (по указанному кругу организаций) выросла на 46,6 процента.


По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 103,3 процента по отношению к уровню 2021 года, индекс производства продукции животноводства в 2022 году составил 107 процентов по отношению к уровню 2021 года.


Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних сельскохозяйственных организаций за январь - декабрь 2022 года составил 152,8 млн рублей. В реальном выражении объем инвестиций, в сравнении с предыдущим годом, увеличился в 2,4 раза.


Основными проблемами в сфере развития сельского хозяйства на текущем этапе являются:


снижение доходности сельскохозяйственного производства;


технологическая зависимость агропромышленного комплекса по ряду направлений, в том числе в сельхозмашиностроении;


невысокие темпы роста платежеспособного спроса населения;


снижение темпов технического перевооружения и модернизации в организациях агропромышленного комплекса;


недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.


Потенциал развития агропромышленного комплекса региона заключается в повышении эффективности сельского хозяйства путем ведения интенсивного производства, во внедрении новейших технологий, цифровой трансформации отраслей, подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса, в том числе с помощью дополнительного образования и переобучения работников, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.



Развитие сельских территорий и качества жизни сельского населения Чукотского автономного округа


Сельские территории Чукотского округа являются одним из ключевых ресурсов региона, важность которого стремительно растет в условиях увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития региона.


Численность населения Чукотского автономного округа по городским округам и муниципальным районам на 1 января 2023 года составляла 47 840 человек. При этом в сельской местности проживают 14 793 человека, или 30,9 процентов населения округа.


На протяжении ряда лет происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения региона.


В состав Чукотского автономного округа входит семь муниципальных образований, из которых три являются муниципальными районами, четыре - городскими округами. Количество сельских населенных пунктов составляет 39 единиц.


Реализация мероприятия по улучшению жилищных условий, проживающих на сельских территориях граждан путем строительства (приобретения) жилья с использованием социальных выплат осуществлялась на территории Чукотского муниципального района. С участием средств государственной поддержки за 2022 год приобретено 298,4 кв. метров жилья для жителей сел. Жилищные условия улучшили пять семей.


Реализация мероприятия по улучшению жилищных условий, проживающих на сельских территориях граждан, усложняется отсутствием предложения жилья на первичном и вторичных рынках.


Продолжена реализация общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий. С участием средств государственной поддержки в 2022 году реализовано два проекта: поставка покрытия для детской площадки и детских игровых комплексов для обустройства детской площадки в сельском поселении Анюйск Билибинского муниципального района.


Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, денежные доходы граждан в районах отстают от среднегородских значений.


Перспективы развития сельских территорий региона связаны, в том числе, с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.


В настоящее время прорабатываются вопросы по приоритетному опережающему развитию опорных населенных пунктов, на базе которых планируется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры, досуга, спорта.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы установлены в:


Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указе Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;


Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;


Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р;


Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 16 июля 2014 года N 290-рп.


Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей Государственной программы являются:


обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;


развитие растениеводства и животноводства, в том числе посредством внедрения инновационных технологий;


развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе посредством внедрения инноваций;


усиление контроля в области карантинной фитосанитарной и эпизоотической обстановки;


содействие развитию субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;


создание условий для наращивания экспорта продукции агропромышленного комплекса;


цифровизация отраслей агропромышленного комплекса;


создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»