Действующий

Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Развитие транспортной системы" (с изменениями на 25 августа 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы дорожного хозяйства и транспортной системы Ставропольского края


Развитие современной и эффективной транспортной системы Ставропольского края обеспечивает повышение уровня и качества жизни населения Ставропольского края, достижение стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края.


Транспортная система Ставропольского края включает в себя дорожную сеть, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, городской наземный электрический транспорт, воздушный транспорт.


Дорожная сеть Ставропольского края представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования и улично-дорожную сеть населенных пунктов Ставропольского края со всеми сооружениями, необходимыми для ее эффективной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию указанных автомобильных дорог общего пользования.


По состоянию на 01 января 2023 года на территории Ставропольского края протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 20,51 тыс. км, в том числе автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 0,82 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - 4,32 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования местного значения - 15,37 тыс. км.


В Ставропольском крае за 2022 год зарегистрировано 2397 совершенных дорожно-транспортных происшествий, что на 2,6 процента ниже по сравнению с 2021 годом, из них на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения зарегистрировано 524 дорожно-транспортных происшествия, что составляет 21,9 процента от зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий в Ставропольском крае.


Удельный вес дорожно-транспортных происшествий, совершенных в Ставропольском крае, составил 1,9 процента от количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в Российской Федерации.


Система железнодорожного транспорта в Ставропольском крае представляет собой единый производственно-технологический комплекс, в состав которого входят 6 железнодорожных вокзалов и 48 линейных станций. Железнодорожный транспорт Ставропольского края является частью Северо-Кавказской железнодорожной магистрали.


В 2022 году объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на территории Ставропольского края составил 5,69 млн человек, что на 14,3 процента больше по сравнению с 2021 годом. Пассажирооборот организаций железнодорожного транспорта в пригородном сообщении по оформленным проездным документам увеличился на 16,8 процента и составил 137,31 млн пассажиро-километров по сравнению с 2021 годом.


Автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставропольском крае по итогам 2022 года перевезено 77,3 млн человек или 101,6 процента по сравнению с 2021 годом.


Организациями воздушного транспорта в Ставропольском крае международным аэропортом Минеральные Воды имени М.Ю. Лермонтова и международным аэропортом Ставрополь имени А.В. Суворова за 2022 год осуществлена перевозка 4,61 млн пассажиров, что на 21,3 процента выше по сравнению с 2021 годом, количество межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов увеличено до 55.


В сфере дорожного хозяйства и транспортной системы Ставропольского края в 2023 году сохраняется ряд следующих вызовов и рисков:


отсутствие реформирования системы ценообразования в дорожной отрасли, снижение объема инвестиций и недостаточное ресурсное обеспечение, риск потери окупаемости капиталовложений в строительство новых автомобильных дорог, ограниченный рынок труда, в том числе нехватка инженерно-технических кадров;


неудовлетворительное техническое состояние транспорта, ухудшение работы транспорта после внедрения новых правил и методик его эксплуатации, увеличение стоимости грузоперевозок, невыполнение либо перебои в выполнении рейсов перевозчиками и, как следствие, потеря потребительского рынка в обслуживании населения Ставропольского края;


неконтролируемый рост автомобилизации, углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения.