Действующий

Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций" (с изменениями на 17 июня 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Ставропольском крае


Жилищно-коммунальное хозяйство в Ставропольском крае нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций.


Качество коммунальных услуг находится в прямой зависимости от состояния объектов коммунальной инфраструктуры. По итогам 2022 года уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 68,40 процента, более 45,00 процента линейных объектов нуждается в замене.


По протяженности сетей водоснабжения и водоотведения Ставропольский край занимает одно из первых мест в Российской Федерации. По итогам 2022 года качественную воду из централизованных систем получают 95,80 процента населения Ставропольского края, что на 0,30 процента выше уровня 2021 года. Централизованным водоснабжением в Ставропольском крае обеспечены 98,30 процента населения городов и 92,50 процента сельского населения. Население Ставропольского края получает воду из 688 источников, из них 203 поверхностных источника и 485 подземных источников. В систему водоснабжения также входят 325 объектов водозабора, 350 станций водоподготовки, 259 насосных объектов, в систему водоотведения входят 36 очистных сооружений канализации и 153 насосные станции.


С целью сокращения потерь, уменьшения протяженности аварийных сетей в 2022 году Ставропольским краем принято решение о реализации в период 2022 - 2024 годов 5 проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водо- и теплоснабжения с использованием механизма финансирования за счет средств, предоставляемых публично-правовой компанией "Фонд развития территорий". Общий объем заемных средств составляет 3,5 млрд рублей. Реализация таких проектов позволит улучшить качество предоставления коммунальных услуг для населения, проживающего в 14 муниципальных образованиях Ставропольского края.


В Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края. В Ставропольском крае создан региональный оператор капитального ремонта - некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы", установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края. В указанную региональную программу включено 9196 многоквартирных домов общей площадью 32215256,89 кв. метров, в которых проживают 896269 человек. По итогам 2022 года (за период 2015 - 2022 годов) выполнен капитальный ремонт 8211 конструктивов в 2771 многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края.


Не менее важным направлением в сфере жилищно-коммунального хозяйства является реализация проектов по созданию комфортной городской среды для проживания населения с учетом мероприятий по благоустройству общественных пространств на территориях муниципальных образований Ставропольского края. В период с 2021 по 2022 год за счет средств бюджета Ставропольского края реализовано 26 проектов по благоустройству общественных пространств на территориях муниципальных образований Ставропольского края. В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" завершена реализация 5 объектов благоустройства.


Важным направлением в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается реализация государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае. Ставропольский край одним из первых субъектов Российской Федерации перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае. По результатам отбора, проводимого в установленном Правительством Российской Федерации порядке, определены региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами: общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити", общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ", общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Благоустройства", общество с ограниченной ответственностью "Экострой". В Ставропольском крае услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами охвачено 100,00 процента населения Ставропольского края.


Для выполнения своих задач по обеспечению населения Ставропольского края коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами задействовано 502 единицы специализированной техники. Упорядочены потоки твердых коммунальных отходов, предотвращено образование несанкционированных свалок мусора. Развивается направление по сортировке твердых коммунальных отходов. В Ставропольском крае действуют 11 мусоросортировочных линий общей мощностью 1,7 млн тонн в год. Сортировку проходят 93,00 процента всех собираемых региональными операторами твердых коммунальных отходов. Растет доля твердых коммунальных отходов, направляемых на переработку. По итогам 2022 года этот показатель достиг 21,00 процента.


В рамках ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров в Ставропольском крае за 2022 год спасатели государственного казенного учреждения "Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края" приняли участие в 1793 аварийно-спасательных работах, при этом спасено 789 человек. Пожарными частями осуществлен 4271 выезд на тушение пожаров и возгораний, при ликвидации которых спасено 1311 человек.


В Ставропольском крае в 2023 году сохраняется ряд следующих рисков и проблем:


высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности;


отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы;


значительное недоинвестирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства.


В целях решения указанных рисков и проблем предусмотрена реализация региональных проектов и комплексов процессных мероприятий Программы.