ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 308-ПП


О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике"



Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2020 г. N 223-ПП.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.



Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2023 г. N 308-ПП



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 2020 Г. N 223-ПП


1. Паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм "Развитие промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности Кабардино-Балкарской Республики", "Развитие торговли в Кабардино-Балкарской Республике", "Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике" признать утратившими силу.


2. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:


"Стратегические приоритеты в сфере реализации

государственной программы Кабардино-Балкарской Республики

"Развитие промышленности и торговли

в Кабардино-Балкарской Республике"



1. Оценка состояния промышленности и торговли

в Кабардино-Балкарской Республике



Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является переход к наукоемким, инновационно направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.


Государственная программа направлена на реализацию государственной политики в сфере развития промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики.


Промышленность Кабардино-Балкарской Республики является одним из ключевых бюджетообразующих секторов экономики. В структуре валового регионального продукта на промышленное производство приходится около 9 процентов.


По итогам работы за 2022 год индекс промышленного производства составил 102,1 процента, за январь - октябрь 2023 года - 101,8 процента.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по курируемым видам деятельности за 2022 год составил 22,3 млрд рублей. В 2018 году данный показатель равнялся 10,5 млрд рублей.


В республике стабильно функционирует многоотраслевой промышленный комплекс, в который входит 600 промышленных предприятий, из них 13 средних, 44 малых, 543 микропредприятий (в том числе индивидуальных предпринимателей).


Численность занятых на промышленных предприятиях составляет более 10 тысяч человек.


Предприятия республики являются производителями алмазных инструментов, кабельной продукции широкого диапазона применения, высоковольтных выключателей, элементов систем выхлопа к легковым и грузовым автомобилям, сложной медицинской техники, швейной, бумажной, пластиковой продукции, специальной автомобильной техники и др.


Основными объемообразующими предприятиями республики являются: акционерные общества "Кабельный завод "Кавказкабель ТМ", "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры", "Терекалмаз", "БТК Групп" (г. Терек), общества с ограниченной ответственностью "Кавказпромкабель", "Севкаврентген-Д", "Сад Сервис", "Чегемский стекольный завод", "Кровля сервис", "Баксан Автозапчасть", "Текстиль-Индустрия", "ВоенТекстильПром", закрытое акционерное общество "Эрпак".


Несмотря на положительные итоги работы в последние годы в отраслях промышленного комплекса республики сохраняется действие ряда факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие промышленности. Основными из факторов, сдерживающих развитие промышленного комплекса, являются высокая степень износа основных фондов, неустойчивое финансовое положение большинства предприятий промышленного комплекса республики, дефицит высококвалифицированных кадров инженерных специальностей, а также рабочих кадров и специалистов в промышленности, в том числе в оборонно-промышленном комплексе.


Основными задачами промышленного комплекса на прогнозируемый период являются постепенное замещение морально и физически устаревших основных фондов предприятий республики современным высокотехнологичным оборудованием и средствами, позволяющими производить конкурентоспособную продукцию, увеличение объемов производства пользующейся платежеспособным спросом продукции, увеличение инвестиционной активности, развитие инновационной деятельности, активизация взаимодействия с другими регионами Российской Федерации, финансовое оздоровление предприятий, повышение эффективности и рентабельности производства.


Оборот розничной торговли в январе - сентябре 2023 г. сложился в объеме 190,3 млрд руб., или 109,2% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года.


На сегодняшний день на территории республики функционируют 817 нестационарных и 47 мобильных торговых объектов. Продолжают осуществлять деятельность 7 рынков и 36 ярмарок регулярного проведения. Для реализации гражданами собственной сезонной плодоовощной продукции местными администрациями муниципальных образований выделено 517 специально отведенных мест.


Сельхозпроизводители всех форм собственности имеют возможность реализовать выращенную продукцию без посредников. Активность стихийных форм торговли снижается. На территории рынков и торговых комплексов ведется строительство современных торговых павильонов, что позволяет упорядочить торговлю продовольственными и промышленными товарами, а также способствует повышению антитеррористической защищенности и безопасности данных объектов.


В рамках жесткого санкционного давления со стороны недружественных государств основной проблемой в торговой сфере становится замедление темпов развития многоформатной торговли, а также возникновение угрозы непропорционального размещения торговых объектов на территории республики.


В целях решения указанных проблем, а также обеспечения продовольственной безопасности в республике реализуется ряд мероприятий по совершенствованию существующей законодательной базы в сфере торговли, направленных на стимулирование предпринимателей к открытию различных форм торговых предприятий.


В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 апреля 2021 г. N 120-рп хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в республике, предоставляется возможность гарантированного включения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по инициативе граждан и юридических лиц, продления правоустанавливающих документов на размещение объектов без проведения торгов, смены специализации действующего нестационарного торгового объекта по инициативе предпринимателя. Кроме того, в правовых актах органов местного самоуправления прописана обязанность предоставления равнозначного торгового места размещения нестационарного торгового объекта в случае необходимости использования территории, на которой установлен объект, для государственных или муниципальных нужд.


Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 2023 г. N 18-ПП "Об особенностях разрешительной деятельности в сфере торговли на территории Кабардино-Балкарской Республики" утверждены порядок и сроки продления действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, разрешений на право организации рынков, договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок без проведения торгов.


В целях недопущения диспропорции в размещении торговых объектов на территории республики принято постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 августа 2023 г. N 153-ПП "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов".


Еще одним негативным последствием введения санкций в отношении нашей страны является замещение на потребительском рынке оригинальных товаров промышленного производства контрафактной и фальсифицированной продукцией.


В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", а также в целях борьбы с продукцией, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан, в республике действует Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, целью которой является организация взаимодействия заинтересованных ведомств в обеспечении населения Кабардино-Балкарской Республики качественными товарами и услугами.


Еще одним важным направлением деятельности в работе по борьбе с контрафактом и фальсификатом, а также в обеспечении качества предоставляемых населению услуг является просвещение населения в сфере защиты прав потребителей и формирование потребительской грамотности.


Основной задачей, стоящей перед Правительством Кабардино-Балкарской Республики, является развитие обрабатывающей промышленности, а также минимизация рисков, формирующихся в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом.


Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться в рамках действующих направлений государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Программа).


2. Описание приоритетов и целей государственной политики.

Цели и задачи в сфере реализации Программы



Приоритеты Программы соответствуют основным направлениям деятельности и Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";


Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";


Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;


Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2024 года, утвержденная распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп";


Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 октября 2022 г. N 554-рп.


Исходя из указанных приоритетов основными целями Программы являются:


создание эффективного и конкурентоспособного промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»