Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2020 г. N 192-ПП.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 2 ноября 2020 г. N 243-ПП "Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2020, N 43);
от 31 мая 2021 г. N 117-ПП "О внесении изменения в пункт 6 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным бюджетам на выплату грантов на поддержку любительских творческих коллективов Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2021, N 21).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 31 АВГУСТА 2020 Г. N 192-ПП
1. Паспорт государственной программы и паспорта подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Обеспечение условий реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии", "Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" в Кабардино-Балкарской Республике" признать утратившими силу.
2. Раздел "II. Приоритеты и цели государственной политики" изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Кабардино-Балкарской Республики
"Культура Кабардино-Балкарии"
I. Оценка текущего состояния сферы культуры
в Кабардино-Балкарской Республике
Культура в Кабардино-Балкарской Республике является одной из приоритетных направлений и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Кабардино-Балкарии.
Государственная культурная политика, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение мероприятий в сфере культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики, в частности межведомственные координационные органы. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет в части повышения доступности организаций культуры.
Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2023 году возросла по сравнению с уровнем 2019 года более чем на 20% и составила 6,0 млн посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на 1 человека в 2023 году составило в среднем 7 посещений против 5 в 2019 году.
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 13,5 млн посещений, или в среднем до 15 посещений в расчете на 1 человека в год.
В 2023 году сфера культуры включала 374 государственных и муниципальных учреждения культуры, что превышает уровень 2019 года на 1%. В данных учреждениях работает более 2,5 тыс. человек.
В период с 2019 по 2023 год увеличились бюджетные ассигнования, направляемые на сферу культуры в Кабардино-Балкарии. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,8 раза - с 1,4 млрд рублей в 2019 году до 2,6 млрд рублей в 2023 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 1625 рублей в 2019 году до 3000 рублей в 2023 году.
В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны обеспечен доступ к Национальной электронной библиотеке, обеспечивающей широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры;
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ в фондах музеев и библиотек.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Кабардино-Балкарской Республики
"Культура Кабардино-Балкарии"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, в том числе:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. N 384-рп.
Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которое поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Указом N 474 в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В этой связи на современном этапе развития страны государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;