Одной из основных задач, решаемых в регионе, остается улучшение жилищных условий населения, повышения доступности приобретения жилья для населения с различным уровнем доходов за счет предоставления гражданам государственной поддержки, а также увеличения объемов ввода жилья.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования на территории области.
Вместе с тем одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, по состоянию на 1 января 2023 года на территории Орловской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 6489 семей. За период с 2018 года по 2023 год количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сократилось на 2293 семьи или на 26%. Ежегодно получают жилые помещения либо улучшают жилищные условия около 4% семей от общего количества состоящих на соответствующем учете.
К основной проблеме, с которой сталкиваются семьи и граждане при решении жилищных вопросов, относится дисбаланс доходов населения и высоких цен на жилье. Купить жилье за счет текущих заработков и сбережений могут люди с высоким и стабильным доходом.
Возможность приобретения жилья зависит от распределения доходов и сбережений (накоплений) населения. Текущие и прогнозные доходы оказывают воздействие на будущую платежеспособность граждан, то есть на возможность осуществлять обязательные платежи по кредиту, а сбережения определяют возможности домашних хозяйств по единовременной оплате стоимости приобретаемого жилья или оплате обязательного начального взноса.
Анализ современного состояния в жилищной сфере показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
жилищный фонд, переданный в собственность населения, так и не стал предметом ответственности собственников.