В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 24 августа 2021 г. N 220 "О государственных программах Рязанской области" Правительство Рязанской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. N 343 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения" следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения": II этап (2022 - 2030 годы):
- 2022 - 2023 годы согласно приложению N 2;
- 2024 - 2030 годы согласно приложению N 3.";
3) наименование приложения N 2 изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения" (II этап: 2022 - 2023 годы)";
4) дополнить приложением N 3 согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор Рязанской области
П.В.МАЛКОВ
"Приложение N 3
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 343
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ" (II ЭТАП: 2024 - 2030 ГОДЫ)
Социальная политика Рязанской области направлена на поддержку семей с детьми, повышение рождаемости, помощь старшему поколению и инвалидам. Регион внедряет программы и проекты, помогающие повысить уровень доходов населения, выйти из трудной жизненной ситуации.
Одной из наиболее острых и заслуживающих особого внимания проблем является демографическая ситуация в регионе.
Число младенцев родившихся в Рязанской области с 2018 года по 2022 год снизилось на 32%, более чем на 3 тысячи (с 10273 рождений до 6967) рождений.
Суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует средний уровень рождаемости для женщины репродуктивного возраста, в 2018 году в Рязанской области составил 1,45, а в 2022 году - 1,14.
В настоящее время проводится активная работа в сфере демографического развития, семейной политики, социальной поддержки женщин и семей, имеющих детей, проживающих на территории Рязанской области:
- организация доступности социальных услуг и информационной работы о мерах социальной поддержки;
- проведение информационных кампаний по пропаганде семейных ценностей, профилактике абортов;
- поддержка женщин и детей в кризисной ситуации.
Особое внимание уделяется социальным выплатам семьям с детьми, ежегодной индексации социальных выплат и пособий.
Важную роль в повышении рождаемости сыграла введенная с 2020 года ежемесячная выплата на детей от трех до семи лет включительно в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Рязанская область)".
В настоящее время в Российской Федерации складывается тенденция старения населения, что порождает необходимость привлечения внимания к пожилым людям, обеспечению достойного уровня и качества их жизни.
Рязанская область является стареющим регионом и занимает 3 место в Центральном федеральном округе и 5 место в Российской Федерации по доле граждан старше трудоспособного возраста.
Для создания на территории региона системы долговременного ухода реализуется региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Рязанская область)", который позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому гражданину пожилого возраста и инвалиду.
С этой целью осуществляется развитие:
- инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания Рязанской области, обеспечивающая качество и доступность, предоставляемых ими государственных услуг для граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
- межведомственного взаимодействия, в том числе между организациями социального обслуживания и медицинскими организациями;
- доступности социальных услуг по уходу для граждан, нуждающихся в уходе.
На территории Рязанской области действует сеть государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных формах социального обслуживания (на дому, полустационарной и стационарной формах).
Проводятся мероприятия, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, путем обеспечения посторонним уходом граждан, нуждающихся в нем, поддержки их автономности, самореализации, здоровья, качества жизни.
В регионе проживает 13 тыс. инвалидов 1 группы (11% от общей численности инвалидов). Эти категории граждан являются основными потребителями услуг системы долговременного ухода.
По состоянию на 1 января 2023 г. на территории Рязанской области проживало 1 088,9 тыс. человек, в том числе 117,4 тыс. инвалидов и 4,2 тыс. детей-инвалидов.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Эффективность реабилитационного процесса в значительной степени зависит от взаимодействия учреждений различных ведомств. При этом актуальной проблемой является отсутствие комплексности, преемственности и непрерывности предоставления услуг.
Решение проблем реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Рязанской области требует комплексного подхода, что связано с необходимостью межведомственного взаимодействия и координации работ различных исполнительных органов Рязанской области, с привлечением различных источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
В Рязанской области сформирован реестр поставщиков социальных услуг Рязанской области. Помимо 43 учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области, в него включены 9 негосударственных организаций.
Ежегодно в учреждениях наблюдается не только увеличение численности обратившихся за услугами, но и усложнение нозологических групп в составе получателей услуг. Это свидетельствует об актуальности и востребованности предоставляемых услуг.
В целях оптимизации формата предоставления государственных услуг в социальной сфере создаются многофункциональные семейные центры с оказанием государственных услуг в режиме "одного окна", в том числе для участников специальной военной операции и членов их семей.
Организовано предоставление молодоженам сертификата "Семья 62" для бесплатного прохождения обследования репродуктивной системы и курса по психологии поведения в семье.
Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Рязанской области, обеспечивается возможность предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Предоставление помощи по социальному контракту подразумевает активные действия граждан по выходу из трудной жизненной ситуации в долгосрочной перспективе за счет повышения доходов.