ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2023 года N 534


О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. N 343 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения" (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 24.04.2014 N 111, от 16.07.2014 N 196, от 29.10.2014 N 302, от 17.12.2014 N 383, от 29.12.2014 N 404, от 15.04.2015 N 76, от 27.05.2015 N 120, от 05.08.2015 N 190, от 29.12.2015 N 345, от 20.04.2016 N 85, от 27.04.2016 N 87, от 11.05.2016 N 92, от 01.06.2016 N 118, от 17.08.2016 N 189, от 22.11.2016 N 270, от 28.12.2016 N 326, от 08.02.2017 N 12, от 05.04.2017 N 63, от 17.05.2017 N 110, от 14.06.2017 N 135, от 26.07.2017 N 178, от 30.08.2017 N 208, от 08.11.2017 N 277, от 06.12.2017 N 326, от 12.12.2017 N 337, от 26.12.2017 N 405, от 26.01.2018 N 9, от 27.04.2018 N 120, от 19.09.2018 N 268, от 31.10.2018 N 311, от 04.12.2018 N 345, от 28.12.2018 N 428, от 19.03.2019 N 71, от 02.04.2019 N 86, от 17.06.2019 N 163, от 26.06.2019 N 182, от 24.09.2019 N 302, от 02.12.2019 N 384, от 24.12.2019 N 430, от 21.04.2020 N 81, от 21.05.2020 N 113, от 08.09.2020 N 232, от 18.11.2020 N 297, от 15.12.2020 N 343, от 23.12.2020 N 359, от 23.12.2020 N 361, от 30.12.2020 N 379, от 16.03.2021 N 45, от 13.07.2021 N 187, от 03.08.2021 N 204, от 19.10.2021 N 279, от 30.11.2021 N 334, от 16.12.2021 N 369, от 23.12.2021 N 394, от 28.12.2021 N 422, от 01.03.2022 N 63, от 23.03.2022 N 99, от 14.06.2022 N 215, от 30.08.2022 N 312, от 03.10.2022 N 351, от 29.11.2022 N 433, от 13.12.2022 N 476, от 28.12.2022 N 535, от 28.12.2022 N 538, от 22.03.2023 N 105, от 04.04.2023 N 124, от 19.04.2023 N 160, от 08.06.2023 N 221, от 11.07.2023 N 266, от 15.08.2023 N 315, от 03.10.2023 N 365, от 12.12.2023 N 465, от 22.12.2023 N 524)



В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 24 августа 2021 г. N 220 "О государственных программах Рязанской области" Правительство Рязанской области постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. N 343 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения" следующие изменения:


1) пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения": II этап (2022 - 2030 годы):


- 2022 - 2023 годы согласно приложению N 2;


- 2024 - 2030 годы согласно приложению N 3.";


3) наименование приложения N 2 изложить в следующей редакции:


"Государственная программа Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения" (II этап: 2022 - 2023 годы)";


4) дополнить приложением N 3 согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Губернатор Рязанской области
П.В.МАЛКОВ



Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 25 декабря 2023 г. N 534



"Приложение N 3
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 343



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ" (II ЭТАП: 2024 - 2030 ГОДЫ)



1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Рязанской области



1.1. Оценка текущего состояния социальной защиты и поддержки населения Рязанской области


Социальная политика Рязанской области направлена на поддержку семей с детьми, повышение рождаемости, помощь старшему поколению и инвалидам. Регион внедряет программы и проекты, помогающие повысить уровень доходов населения, выйти из трудной жизненной ситуации.


Одной из наиболее острых и заслуживающих особого внимания проблем является демографическая ситуация в регионе.


Число младенцев родившихся в Рязанской области с 2018 года по 2022 год снизилось на 32%, более чем на 3 тысячи (с 10273 рождений до 6967) рождений.


Суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует средний уровень рождаемости для женщины репродуктивного возраста, в 2018 году в Рязанской области составил 1,45, а в 2022 году - 1,14.


В настоящее время проводится активная работа в сфере демографического развития, семейной политики, социальной поддержки женщин и семей, имеющих детей, проживающих на территории Рязанской области:


- организация доступности социальных услуг и информационной работы о мерах социальной поддержки;


- проведение информационных кампаний по пропаганде семейных ценностей, профилактике абортов;


- поддержка женщин и детей в кризисной ситуации.


Особое внимание уделяется социальным выплатам семьям с детьми, ежегодной индексации социальных выплат и пособий.


Важную роль в повышении рождаемости сыграла введенная с 2020 года ежемесячная выплата на детей от трех до семи лет включительно в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Рязанская область)".


В настоящее время в Российской Федерации складывается тенденция старения населения, что порождает необходимость привлечения внимания к пожилым людям, обеспечению достойного уровня и качества их жизни.


Рязанская область является стареющим регионом и занимает 3 место в Центральном федеральном округе и 5 место в Российской Федерации по доле граждан старше трудоспособного возраста.


Для создания на территории региона системы долговременного ухода реализуется региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Рязанская область)", который позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому гражданину пожилого возраста и инвалиду.


С этой целью осуществляется развитие:


- инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания Рязанской области, обеспечивающая качество и доступность, предоставляемых ими государственных услуг для граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;


- межведомственного взаимодействия, в том числе между организациями социального обслуживания и медицинскими организациями;


- доступности социальных услуг по уходу для граждан, нуждающихся в уходе.


На территории Рязанской области действует сеть государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в различных формах социального обслуживания (на дому, полустационарной и стационарной формах).


Проводятся мероприятия, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, путем обеспечения посторонним уходом граждан, нуждающихся в нем, поддержки их автономности, самореализации, здоровья, качества жизни.


В регионе проживает 13 тыс. инвалидов 1 группы (11% от общей численности инвалидов). Эти категории граждан являются основными потребителями услуг системы долговременного ухода.


По состоянию на 1 января 2023 г. на территории Рязанской области проживало 1 088,9 тыс. человек, в том числе 117,4 тыс. инвалидов и 4,2 тыс. детей-инвалидов.


В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.


Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.


Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.


Эффективность реабилитационного процесса в значительной степени зависит от взаимодействия учреждений различных ведомств. При этом актуальной проблемой является отсутствие комплексности, преемственности и непрерывности предоставления услуг.


Решение проблем реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Рязанской области требует комплексного подхода, что связано с необходимостью межведомственного взаимодействия и координации работ различных исполнительных органов Рязанской области, с привлечением различных источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.


В Рязанской области сформирован реестр поставщиков социальных услуг Рязанской области. Помимо 43 учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области, в него включены 9 негосударственных организаций.


Ежегодно в учреждениях наблюдается не только увеличение численности обратившихся за услугами, но и усложнение нозологических групп в составе получателей услуг. Это свидетельствует об актуальности и востребованности предоставляемых услуг.


В целях оптимизации формата предоставления государственных услуг в социальной сфере создаются многофункциональные семейные центры с оказанием государственных услуг в режиме "одного окна", в том числе для участников специальной военной операции и членов их семей.


Организовано предоставление молодоженам сертификата "Семья 62" для бесплатного прохождения обследования репродуктивной системы и курса по психологии поведения в семье.


Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Рязанской области, обеспечивается возможность предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.


Предоставление помощи по социальному контракту подразумевает активные действия граждан по выходу из трудной жизненной ситуации в долгосрочной перспективе за счет повышения доходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»