В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях приведения нормативного правового акта Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области";
в пункте 1 слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
пункты 4, 4.1, 4.2 изложить в следующей редакции:
"4. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относятся:
предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по развитию инфраструктуры муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей;
предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Самарской области на осуществление мероприятий, направленных на создание некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления, а также оснащение некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) основными средствами;
предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Самарской области на реализацию мероприятий, направленных на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций), а также при проведении капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе формируемых за счет субсидий из федерального бюджета.
4.1. Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, возникающих на основании:
абзаца второго пункта 4 настоящего Постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам из областного бюджета;
абзацев третьего и четвертого пункта 4 настоящего Постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета.
4.2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, осуществляются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.";
в государственной программе Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению;
приложения 1, 2, 3 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 2, 3, 4 к настоящему Постановлению соответственно;
приложения 4 - 11 к Государственной программе признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Система социальной защиты населения является существенным инструментом политики социального государства, призванным защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их последствия. Формирование и реализация социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирование равного доступа к качественным социальным услугам являются важнейшим приоритетом государственной политики Правительства Самарской области в сфере социальной защиты населения.
Одним из видов помощи и поддержки семей с детьми является постановка их на социальное сопровождение в организации социального обслуживания, которое направлено на повышение качества жизни семей, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Количество семей (многодетных, малоимущих, неполных, замещающих семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья), которые получают услуги в отделениях социальной помощи семье и детям, ежегодно увеличивается. Так, если в 2014 году услуги предоставлялись 10 126 семьям, то по итогам 2022 года количество получателей составило 13 079 семей.
Женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, оказываются услуги по обеспечению временного проживания в религиозной организации и некоммерческой организации, не являющейся религиозной организацией. В 2018 году получателями таких услуг являлись 96 женщин и женщин с детьми, а в 2022 году услуги предоставлены 211 женщинам и женщинам с детьми.
Система социального обслуживания Самарской области представляет разветвленную, многофункциональную структуру учреждений социального обслуживания, которая оказывает социальные услуги для различных категорий населения.
В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 03.12.2015 об обеспечении поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в регионе с 2017 года полномочия по предоставлению пожилым людям и инвалидам социального обслуживания на дому в полном объеме осуществляются негосударственными поставщиками социальных услуг.
Количество негосударственных поставщиков социальных услуг - получателей финансовой поддержки за счет средств областного бюджета ежегодно растет. Если в 2017 году объем субсидии составлял 1,146 млрд. рублей 10 негосударственным организациям, предоставляющим социальные услуги в сфере социального обслуживания, то в 2022 году объем субсидии составил 2,5 млрд. рублей, что позволило 19 таким организациям предоставить более 23 млн. услуг 82,6 тыс. гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании.
В целях снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в Самарской области проводится большая работа по применению стационарозамещающих технологий (институт приемной семьи, дневные пансионы при центрах социального обслуживания, мобильные бригады, школы реабилитации и ухода), увеличению объемов реабилитационных услуг. Институт приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов успешно функционирует на территории Самарской области с 2009 года. С момента начала реализации данной стационарозамещающей технологии уход в рамках приемной семьи получили 853 пожилых гражданина и инвалида.
Ежегодно более 250 гражданам с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), больным бронхиальной астмой, туберкулезом (за исключением активной формы) негосударственными некоммерческими организациями предоставляется свыше 200 тыс. услуг по социально-медицинскому обслуживанию на дому.
С 2019 года в регионе действует сеть центров дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, занятия в которых ежегодно посещают более 500 человек.
В рамках деятельности мобильных бригад ежегодно оказываются социальные услуги на дому более 7 тыс. граждан старше трудоспособного возраста.
В каждом муниципальном образовании региона на базе учреждений социального обслуживания организовано 52 школы реабилитации и ухода, где граждане пожилого возраста, инвалиды и их родственники обучаются навыкам общего ухода, методам самообслуживания и самоконтроля, реабилитации в домашних условиях, правилам использования технических средств реабилитации и т.д. Количество получателей услуг в школах реабилитации и ухода ежегодно увеличивается и по итогам 2022 года составило 24 424 человека.
Федеральный пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (далее - СДУ) является неотъемлемой частью национального проекта "Демография". Самарский регион стал одной из первых пилотных площадок в стране, где в 2021 году на двух территориях начал реализацию проект по внедрению СДУ.
Концепция СДУ заключается в предоставлении профессионального ухода в привычных домашних условиях гражданам, имеющим стойкие дефициты самообслуживания. По сравнению с 2021 годом количество участников СДУ увеличилось в 1,6 раза (с 804 до 1 322 человек), в том числе количество получателей на дому выросло в 1,4 раза (с 611 до 846 человек).
С целью контроля за состоянием здоровья пожилых граждан и своевременного оказания медицинской помощи в рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" с 2019 осуществляется доставка в медицинские организации лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности и удаленных городских населенных пунктах, на диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры на автотранспорте, закупленном в рамках национального проекта "Демография". С 2019 года в медицинские организации доставлено 40 209 человек.
С 2022 года в целях создания условий по обеспечению социальной защиты лиц без определенного места жительства реализуется комплекс мероприятий по оказанию срочной помощи лицам без определенного места жительства и занятий в условиях ночного пребывания. В пункте ночного пребывания в некоммерческой организации обеспечивается 7300 человеко-посещений бездомными гражданами.
В настоящее время система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Самарской области характеризуется, с одной стороны, повышением объема и качества предоставляемых надомных и реабилитационных услуг, внедрением новых стратегий домашнего ухода, с другой стороны, ростом потребности в стационарном обслуживании и изменением структуры стационарных учреждений. В связи с чем все более актуальными и востребованными становятся услуги по уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Семьи с детьми на сегодняшний день также остаются одной из наиболее уязвимых категорий граждан, поэтому их поддержка является приоритетным направлением социальной политики.
Решению текущих проблем будут способствовать мероприятия и сервисы, реализуемые в настоящее время и запланированные в 2024 - 2026 годах:
развитие стационарозамещающих технологий, организация доступного и качественного надомного социального обслуживания, в том числе расширение географии проекта СДУ;
мероприятия по оказанию срочной помощи лицам без определенного места жительства и занятий и помощи женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
организация социально-культурных новогодних мероприятий для детей, проживающих на территории Самарской области, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.
Численность населения Самарской области по состоянию на начало 2023 года составила 3 142,7 тыс. человек - на 0,7% меньше, чем на начало 2022 года. Из них 547,2 тыс. человек (17,4%) - моложе трудоспособного возраста, 1 773,8 тыс. человек (56,4%) - трудоспособного возраста. Более четверти населения региона - 821,7 тыс. человек (26,2%) - люди старше трудоспособного возраста.