В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 04.12.2018 N 748 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2019 - 2030 годы" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области" и установлении отдельного расходного обязательства Самарской области";
в пункте 1 слова "на 2019 - 2030 годы" исключить;
дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Установить, что:
к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, за счет средств областного бюджета на подготовку и проведение социально значимых, научно-практических, социально-культурных мероприятий (конференций, семинаров, дискуссий, круглых столов, конкурсов профессионального мастерства, торжественных церемоний, проектов, направленных на развитие в Самарской области сферы труда, занятости и миграционной политики, а также социальной сферы);
финансовое обеспечение расходного обязательства Самарской области, возникающего на основании абзаца второго настоящего пункта, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что возникающее в результате принятия настоящего Постановления расходное обязательство Самарской области исполняется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.";
пункт 2.1 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2019 - 2030 годы" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2019 - 2030 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению;
приложение 1 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению;
приложения 2 - 7 к Государственной программе признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Все более важным фактором социально-экономического развития Самарской области становится трудовой потенциал как важнейшее конкурентное преимущество региона.
Трудовые ресурсы региона характеризуются высокой экономической активностью, уровень которой в период с 2017 года по август - октябрь 2023 года находился в пределах 63 - 65% от численности населения в возрасте 15 лет и старше. Уровень экономической активности населения Самарской области ежегодно превышает средние показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО): в 2022 году - 63,3%, за август - октябрь 2023 года - 64,9% против 63,0 и 62,1% соответственно.
Сохраняется стабильно высоким уровень занятости населения области, также превышающий среднероссийские и среднеокружные значения (в 2022 году - 61,6%, за август - октябрь 2023 года - 63,7% против 61,2 и 60,7% соответственно). При этом для Самарской области характерна самая высокая среди регионов округа доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников (536,4 тыс. человек и 1,5 млн. человек соответственно), а среди всех субъектов Российской Федерации область входит в топ-10 регионов с наивысшим значением данного показателя - 35,3% по итогам 2022 года против 28,5% в среднем по ПФО и 32,0% - по России.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2022 году составил 2,7% (в 2017 году - 4,2%), за август - октябрь 2023 года - 1,9%, и по этому показателю область занимает 2-е место среди регионов ПФО с наименьшим его значением (в среднем по округу - 2,2%) и 12-е место - среди субъектов Российской Федерации (в среднем по России - 3,0%).
Однако в 2020 - 2021 годах рынок труда Самарской области как промышленно развитого региона в наибольшей степени подвергся негативному влиянию факторов, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением связанных с этим ограничений, что спровоцировало существенное увеличение размеров безработицы (с начала пандемии до ее пикового периода на конец сентября 2020 года численность безработных граждан увеличилась в 4,8 раза до 70,1 тыс. человек). Благодаря принятым мерам поддержки населения и предприятий удалось в достаточно короткий срок преодолеть эти негативные тенденции и с учетом накопленного опыта управленческих решений не допустить ухудшения ситуации на региональном рынке труда в период введения и ужесточения в 2022 году санкций со стороны недружественных государств.
Текущая ситуация на регистрируемом рынке труда Самарской области соответствует общероссийской тенденции сокращения размеров безработицы. По состоянию на 01.12.2023 уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 0,46%, в целом по Российской Федерации - 0,6% (в 2017 году - 1,0% по области и России), что является одним из самых минимальных значений за всю историю статистического наблюдения за регистрируемым рынком труда с 1993 года.
В то же время состояние рынка труда как в Самарской области, так и в целом по стране находится под воздействием объективных факторов, которые провоцируют определенные дестабилизирующие риски и формируют адаптационные механизмы его функционирования под новую складывающуюся реальность. Существующие ограничения и вероятность нарастания проблем на региональном рынке труда связаны с возможными неблагоприятными демографическими тенденциями, геополитической и эпидемиологической обстановкой, структурной перестройкой экономики в условиях санкционного давления, профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения на рабочую силу, структурным дефицитом кадров необходимой образованности и квалификации в базовых отраслях, обеспечивающих основу для эффективного функционирования и обороноспособности экономики.
Структурное изменение экономики под влиянием экономических и технологических санкций безусловно отражается на структуре спроса на рабочую силу в отраслевом, региональном и профессионально-квалификационном аспектах, что может, в свою очередь, усугубить дисбаланс со складывающимся предложением труда.
С февраля 2021 года отмечается увеличение разрыва между количеством заявляемых работодателями в службу занятости вакансий и численностью безработных граждан (по состоянию на 01.12.2023 количество вакансий в 6,3 раза превышает численность безработных), что свидетельствует о недостатке необходимых квалифицированных трудовых ресурсов.
В 2017 - 2022 годах среднегодовая численность занятых в экономике области ежегодно сокращалась, за исключением 2021 года, когда произошло увеличение данного показателя на 1,5% против предыдущего года. В целом за указанный период количество занятых уменьшилось на 40,5 тыс. человек (с 1656,8 тыс. человек в 2017 году до 1616,3 тыс. человек в 2022 году).
Большое внимание уделяется решению проблемы занятости молодежи и граждан, имеющих инвалидность.
С целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей осуществляется реализация мероприятий, направленных на максимальное вовлечение их в экономику области, привлечение молодежи из других регионов Российской Федерации, повышение уровня конкурентоспособности и уровня молодежной занятости на региональном рынке труда.
Меры по содействию занятости лиц с инвалидностью направлены на обеспечение им свободного доступа на рынок труда, развитие новых возможностей трудоустройства.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в регионе численность инвалидов в трудоспособном возрасте на 01.11.2023 составила 84,3 тыс. человек (или 43,6% от общей численности инвалидов). Доля работающих среди инвалидов в трудоспособном возрасте составила 29,8% (в среднем по России - 27,8%, по ПФО - 26,7%).
Уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, существенно ниже среднероссийского значения (за 2022 год - 7% против 16,1% соответственно). Уровень трудоустройства обратившихся за содействием в поиске работы инвалидов достиг максимального значения за все время работы службы занятости (61,3% за 2022 год).
В решении проблем занятости инвалидов, как правило, акцент делается на формах постоянной занятости (на предприятиях или в государственных учреждениях, где предусмотрены места для инвалидов). В то же время все чаще в качестве позитивной альтернативы рассматривается самозанятость, которая потенциально может предоставить лучшие возможности особенно для тех людей с инвалидностью, кому трудно получить доступ к стабильной работе на инклюзивном рынке труда.
В связи с необходимостью обеспечения потребности регионального рынка труда в дополнительной рабочей силе актуально формирование новых подходов к реализации политики по привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
Самарская область как регион, обладающий значительным экономическим потенциалом и комфортными условиями для проживания населения, является привлекательной территорией для иностранных трудовых мигрантов. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, за исключением периода введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, ежегодно возрастает (в 2017 году - 40,1 тыс. человек, в 2022 году - 72,3 тыс. человек).
При этом в общей численности иностранных работников отмечается тенденция роста числа граждан стран Евразийского экономического союза, что обусловлено возможностью осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без оформления разрешительных документов.
Структура отраслевой занятости трудовых мигрантов не подвержена значительным колебаниям, сохраняя в своей основе высокий удельный вес иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в строительной отрасли, торговле и обрабатывающих производствах, - их доля в 2022 году в указанных сферах составила 27,9, 12,8 и 11,6% соответственно.
Механизмом регулирования потоков трудовой миграции из визовых стран является формирование потребности (квоты) региона в привлечении иностранных работников (утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации). При этом соблюдается принцип приоритетного трудоустройства местного населения.
С учетом сохраняющегося интереса иностранных трудовых мигрантов к региону одним из важных моментов является реализация мер, направленных на их социальную адаптацию, в том числе путем организации информационной работы.
Существующий спрос на квалифицированные рабочие кадры на предприятиях области обусловливает необходимость привлечения в регион проживающих за рубежом соотечественников, имеющих профессиональное образование и опыт работы по востребованным на рынке труда Самарской области профессиям (специальностям). С начала 2017 года по август 2023 года численность соотечественников, прибывших в Самарскую область, составила 22,7 тыс. человек, из которых более 70% являются гражданами трудоспособного возраста (16,1 тыс. человек). По результатам проводимого мониторинга обеспечивается занятость около 3/4 прибывших соотечественников трудоспособного возраста в течение года.
На состояние рынка труда оказывают значительное влияние факторы производственной среды и трудового процесса. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания отрицательно сказываются на состоянии здоровья работников, что является фактором ухудшения качества трудовых ресурсов, снижения уровня квалификации рабочей силы, падения престижа ряда профессий и специальностей.