Самарская область является одним из регионов Российской Федерации, на территории которого реализуются практики инициативного бюджетирования.
С использованием механизмов инициативного бюджетирования осуществляется реализация гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией объектов общественной инфраструктуры.
По состоянию на 2023 год:
в 56 стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации определен порядок процедур участия граждан в управлении субъектом Российской Федерации;
инициативное бюджетирование закреплено в 13 стратегиях;
законы о реализации проектов инициативного бюджетирования приняты в 18 субъектах Российской Федерации;
в 40 субъектах Российской Федерации инициативное бюджетирование регулируется постановлениями высшего исполнительного органа.
Важным направлением развития инициативного бюджетирования является повышение финансовой грамотности населения.
Определение приоритетов расходования бюджетных средств - одна из важнейших задач, которая стоит перед участниками бюджетного процесса. Основными проблемами в сфере развития и благоустройства территорий муниципальных образований Самарской области являются в том числе отсутствие детских игровых площадок, зон отдыха, площадок для занятий физической культурой и спортом, качественных дорог и иных общедоступных объектов. Неухоженность территорий общего пользования негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Самарской области.
Для улучшения финансово-экономической ситуации в Самарской области необходимо обеспечить привлечение внебюджетных средств (средств физических и юридических лиц) на реализацию мероприятий по развитию территорий муниципальных образований в регионе. Население зачастую готово самостоятельно выйти с инициативой, направленной на решение обозначенных проблем, в том числе с использованием собственных средств и (или) трудового участия. Именно в этом случае вынесение проблем на всеобщее обсуждение позволяет найти оптимальный вариант урегулирования вопросов. Проекты инициативного бюджетирования являются важным дополнением всестороннего решения проблем, волнующих граждан.
Однако отсутствие у населения опыта и навыков инициирования предложений по решению проблем является сдерживающим фактором для более активного участия жителей в реализации мероприятий по развитию территорий муниципальных образований. Реализация механизма регулирования практик инициативного бюджетирования будет способствовать созданию комфортных условий для проживания населения в Самарской области и, как следствие, концентрации в регионе человеческого капитала, обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, повышению туристической привлекательности и привлечению инвестиций.
К преимуществам государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований Самарской области относятся:
получение относительно быстрых результатов развития территорий муниципальных образований и удовлетворенность населения деятельностью органов власти;
увеличение доходов местных бюджетов за счет поступающих средств добровольных пожертвований, инициативных платежей, самообложения граждан и иных неналоговых платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований считает наиболее актуальными.