Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 декабря 2018 г. N 496 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 февраля 2019 г. N 22, от 17 мая 2019 г. N 151, от 24 июля 2019 г. N 313, от 27 ноября 2019 г. N 506, от 24 января 2020 г. N 28, от 15 мая 2020 г. N 247, от 31 июля 2020 г. N 429, от 27 января 2021 г. N 24, от 6 мая 2021 г. N 178, от 10 ноября 2021 г. N 571, от 25 мая 2022 г. N 231, от 9 августа 2022 г. N 379, от 25 октября 2022 г. N 529, от 30 декабря 2022 г. N 795, от 22 марта 2023 г. N 186, от 2 июня 2023 г. N 369, от 8 ноября 2023 г. N 711, от 19 декабря 2023 г. N 806, от 23 декабря 2023 г. N 829).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
М.НОЗДРЯКОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Изложить государственную программу Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.12.2018 N 496
Государственная программа Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики"
Ответственный исполнитель Государственной программы: | Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии) | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 16 августа 2018 года | |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | заместитель министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Бельцов Дмитрий Владимирович (тел.: 56-52-36 (2303), e-mail: economy3@cap.ru) | |
Заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики | Д.И.Краснов |
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики"
В Чувашской Республике на протяжении нескольких лет реализуется комплекс системных мер по обеспечению устойчивости экономического развития. За 2019 - 2023 годы, несмотря на сложные условия регионального развития, связанные с пандемической ситуацией, внешней санкционной политикой и ответными экономическими мерами Российской Федерации, экономика республики продемонстрировала устойчивость и адаптивность к происходящим изменениям, что подтверждает положительная динамика целого ряда макроэкономических индикаторов, особенно начиная с 2021 года.
В 2021 - 2023 годах индекс валового регионального продукта (далее - ВРП) в сопоставимых ценах поддерживался на уровне выше 100%. В 2022 году при его отрицательной динамике в целом по стране, по предварительной оценке, он составит 100,1%, что обеспечено опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, работ по виду деятельности "строительство" и ввода в действие жилья. В 2023 году, по предварительной оценке, значение показателя достигнет 105,1%. За 2019 - 2023 годы, по предварительной оценке, объем ВРП вырос в 1,4 раза.
На протяжении 2023 года Чувашия находится в процессе развития и закрепления новых точек опоры для экономики. Экономическая ситуация в республике стабильная, позитивные макроэкономические тенденции набирают обороты и силу, что подтверждают нарастающие значения индекса промышленного производства (1 место среди регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО), объемов инвестиций в основной капитал и строительных работ (1 место по ПФО), оборота розничной торговли. Значения этих макроэкономических индикаторов наряду с номинальной и реальной заработной платой, инфляцией в Чувашской Республике опережают средние значения аналогичных показателей по стране, что свидетельствует об успешной трансформации экономики республики в новых условиях.
Традиционно основной отраслью экономики Чувашской Республики, формирующей около четверти ВРП, является промышленность (обрабатывающие производства). Чувашией обеспечивается нарастающая динамика индекса промышленного производства (2022 год - 102,2%, 2023 год (по предварительной оценке) - 115,5%). Формирование технологического суверенитета, импортозамещение, кластеризация экономики, расширение объемов и спектра мер государственной поддержки промышленного бизнеса рассматриваются регионом как перспективные направления развития промышленного сектора, создающего фундаментальную основу для процветания иных отраслей регионального хозяйственного комплекса.
Инвестиционной декларацией Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Главы Чувашской Республики от 27 мая 2022 г. N 297-рг, определены приоритетные отрасли для привлечения инвестиций: электротехника, машиностроение, химическая отрасль, сельское хозяйство, оборонно-промышленный комплекс, солнечная энергетика, композитные материалы, туризм, информационные технологии.
Основными направлениями деятельности исполнительных органов Чувашской Республики в сфере инвестиционного развития региона являются:
применение передовых практик формирования благоприятного инвестиционного климата;
стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности;
предоставление мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и создание привлекательных условий для ведения предпринимательской деятельности;
развитие институциональной среды для инвесторов;
развитие инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
эффективное сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах жизненного цикла.
Чувашская Республика ориентирована на формирование в регионе благоприятной инвестиционной среды, сотрудничество и поддержку бизнеса: регион входит в топ-20 национального рейтинга состояния инвестиционного климата (2021 год - 13 место, 2022 год - 17 место, 2023 год - 19 место). Инвесторам и представителям бизнеса в регионе оказывается комплексная государственная поддержка, продолжается процесс формирования полноценной региональной инвестиционной инфраструктуры.
Позитивная динамика инвестиционной активности в Чувашской Республике подтверждается ростом индекса объема инвестиций в основной капитал: 2021 год - 108,3%, 2022 год - 125,8%, 2023 год (по предварительной оценке) - 109,8%. За 2019 - 2023 годы объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования вырос, по предварительной оценке, по Чувашской Республике в 1,7 раза.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший объем инвестиций приходится на транспортировку и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, образование. Из общего объема инвестиций около 24,0% - собственные средства.
Стимулирование инвестиционной активности в Чувашии обеспечивается в разрезе ряда направлений:
создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - ОЭЗ), которую следует рассматривать как точку экономического роста всей Чувашской Республики. По предварительным расчетам, присвоение статуса ОЭЗ даст возможность привлечь в экономику Чувашии в 2023 - 2027 годах не менее 12 млрд. рублей инвестиций, позволит создать более 1 тыс. новых рабочих мест, развить новые виды экономической деятельности;
функционирование индустриальных парков в г. Чебоксары (1 и 2 очереди) и в городе Канаш, который имеет статус территории опережающего социально-экономического развития;
создание в рамках реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р, индустриальных парков в городе Новочебоксарске (планируется деятельность по переработке и рециклингу отходов, очистке сточных вод и прочее) и в Батыревском муниципальном округе (производство и переработка сельскохозяйственной продукции). Строительство инфраструктуры парков завершится в 2025 году;
создание частных технопарков - на территории города Чебоксары создаются три частных промышленных парка - индустриальный парк "Машзавод", технопарк "АБАТ" и частный промышленный технопарк "Волгахим";
заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0) в отношении масштабных проектов, которые внесут свой вклад в обеспечение устойчивого развития. Чувашия первая среди регионов страны вышла на заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК 2.0) по созданию производства тракторной техники. В рамках его реализации ООО "Завод "Агромаш" (входит в структуру ООО "МИГ "КТЗ") создает производство тракторной техники малой и средней мощности. Главная цель проекта - освоение серийного производства колесных тракторов тягового класса 1,4 с глубокой локализацией основных узлов и деталей. Вторым стал проект "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом" с объемом привлеченных инвестиций 5,1 млрд. рублей (всего - 6,2 млрд. рублей). Количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации проекта, составит 33 ед. Минимальный объем налоговых отчислений - 731,1 млн. рублей;
использование механизмов государственно-частного партнерства (опыт реализации проекта по заключению концессионного соглашения в отношении межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов признан примером для использования в других регионах страны. В 2022 году состоялось подписание концессионных соглашений с ООО "ПроШкола" о строительстве трех школ, разработаны проекты концессионных соглашений с существенными условиями для строительства трех мусоросортировочных комплексов;
заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, что способствует созданию условий для реализации конкретных инвестиционных проектов, обеспечивая реальное развитие тех или иных отраслей на конкретных территориях.
В Чувашской Республике внедрен Региональный инвестиционный стандарт 2.0, который позволяет сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Внедрение стандарта направлено на принятие единых правил ведения бизнеса, ускорение реализации проекта, снятие административных барьеров.
В целях вовлечения муниципалитетов в инвестиционную повестку региона проведена масштабная работа по разработке инвестиционных профилей всех муниципальных образований Чувашской Республики, реализуются проекты "Капитаны бизнеса", "Акселерация муниципальных образований".
Торговля является второй по величине отраслью экономики республики, формирующей почти 14% ВРП и обеспечивающей 12,4% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В 2019 - 2023 годах развитие розничной торговли в Чувашии характеризовалось скачкообразностью, при этом в 2022 - 2023 годах республика обеспечила темпы роста оборота розничной торговли несколько выше средних по стране.
В связи с беспрецедентным экономическим давлением развитых стран на экономику России в 2022 году показатели сферы потребительского рынка снизились в сравнении с 2021 годом. Оборот розничной торговли в 2022 году составил 220,2 млрд. рублей, или 94,8% к 2021 году. Снижение коснулось оборота непродовольственных товаров, который сократился на 11,9%. В 2023 году ситуация выправилась, оборот розничной торговли в Чувашии прогнозируется на 4,0% больше уровня 2022 года и составит 242,5 млрд. рублей. Среди регионов ПФО по темпу роста показателя Чувашия занимает 8 место, среди субъектов России - 27 место.
Сфера потребительского рынка и услуг остается инвестиционно привлекательной. За 2022 - 2023 годы открыто и реконструировано более 500 объектов потребительского рынка, из них более 400 - торговли, 88 - общественного питания и 61 объект бытового обслуживания населения. Обеспеченность населения республики стационарными торговыми объектами в 1,9 раза выше установленного норматива.
Удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной продовольственной торговли в 2023 году составил 45,4% (в 2022 году - 43,5%, в 2021 году - 41,2%). Местные торговые сети Чувашии представлены в основном фирменными магазинами товаропроизводителей Чувашии и организациями системы потребительской кооперации. Этому способствует активное взаимодействие органов государственной власти с производственными и торгующими организациями.
Объем платных услуг населению в 2022 году составил 62,4 млрд. рублей, или 99,4%, в 2023 году прогнозируется на 2,4% больше уровня 2022 года и составит 69,9 млрд. рублей. Среди регионов ПФО по темпу роста показателя Чувашия заняла 9 место, среди субъектов Российской Федерации - 29 место.