Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Северная Осетия-Алания на 1 января 2023 года составляет 6 669,6 км, в том числе 268,6 км - автомобильные дороги федерального значения, 1 040,8 км - регионального (межмуниципального) значения, 5 360,2 км - местного значения. Плотность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 835,0 км на 1000 кв. км.
Республика Северная Осетия-Алания расположена в предгорьях и на северных склонах Большого Кавказа и занимает особое геополитическое и транспортно-географическое положение на Юге России. Оно обусловлено приграничным положением республики и центральным местом в системе предкавказских и транскавказских транспортных коридоров, имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Республики Северная Осетия-Алания. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения относятся к собственности Республики Северная Осетия-Алания, их содержание и развитие осуществляется за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания, межбюджетных трансфертов выделяемых из федерального бюджета и других источников.
Основной функцией автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения является обеспечение автотранспортных связей муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания между собой, а также с республиканским центром и с автомобильными дорогами федерального значения.
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения соответствующих нормативным требованиям, в Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2023 года составляет 50,9%.
К числу основных проблем, сдерживающих модернизацию и развитие сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Северная Осетия-Алания (далее - автодорожная сеть), следует отнести следующие:
сильная загруженность основных транспортных артерий города Владикавказа, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах;
несоответствие состояния автодорожной сети тенденциям автомобилизации и перспективным задачам развития транспортного комплекса республики. Продолжает усугубляться несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки;
не лучшее состояние искусственных сооружения на автодорожной сети республики. Из 167 мостов около 55% находится в неудовлетворительном и предаварийном состоянии, что существенно снижает пропускную способность и безопасность автодорожной сети.
В настоящее время идет активный процесс развития Владикавказской городской агломерации, вызванный процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Владикавказе, ростом жилых массивов, созданием новых промышленных, транспортных, логистических объектов в пригородной зоне, формированием целых зон экономического развития. Дорожно-транспортный комплекс как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития города Владикавказа и республики.
Такая ситуация, в свою очередь, требует активного развития автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности как Владикавказской городской агломерации (трудовая миграция населения, доставка грузов для нужд города и так далее), так и соседних регионов, развивающих свои связи с Владикавказским транспортным узлом.
На среднесрочную и долгосрочную перспективы ожидается существенное увеличение нагрузки на всю остальную автодорожную сеть республики, напрямую не связанную с развитием республиканского транспортного узла.
Отсутствие долгосрочных стратегических планов постоянного повышения квалификации специалистов, занятых в дорожной отрасли, что проявляется в настоящее время в нехватке квалифицированных кадров, в том числе и низшего звена.