Социальный контракт является одним из инструментов для снижения уровня бедности. Целью социального контракта является стимулирование активных действий малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации за счет постоянных собственных источников дохода. Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее - ГСП на основании социального контракта) предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), чей среднедушевой доход ниже ВПМ, установленной в Ивановской области по социально-демографическим группам.
В Ивановской области ГСП на основании социального контракта в виде ежемесячного социального пособия предоставляется с 2011 года за счет средств областного бюджета.
С 2020 года предоставление ГСП на основании социального контракта осуществляется за счет средств федеральной субсидии с софинансированием из областного бюджета.
Динамика оказания ГСП на основании социального контракта (данные Департамента социальной защиты населения Ивановской области)
Направления социального контракта | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |||
количество социальных контрактов (ед.) | объем средств (тыс. руб.) | количество социальных контрактов (ед.) | объем средств (тыс. руб.) | количество социальных контрактов (ед.) | объем средств (тыс. руб.) | |
Поиск работы | 801 | 33840,7 | 1023 | 34363,9 | 738 | 38632,1 |
Профессиональное обучение <*> | 212 | 5809,7 | - | - | - | - |
Осуществление ИП | 154 | 38171,8 | 399 | 96800,5 | 295 | 83020,7 |
Ведение личного подсобного хозяйства | - | - | 15 | 1500,0 | 22 | 3100,0 |
Трудная жизненная ситуация | 891 | 66274,4 | 648 | 41043,7 | 343 | 24264,5 |
Итог | 2058 | 144096,6 | 2085 | 173708,1 | 1398 | 149706,1 |
________________
* С 2021 года профессиональное обучение предусмотрено при реализации направлений "поиск работы", "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности", "ведение личного подсобного хозяйства".
Изменения в структуре получателей ГСП на основании социального контракта (данные Департамента социальной защиты населения Ивановской области)
Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Доля семей с детьми, в общей численности заключивших социальных контракт, % | 84,1 | 74,8 | 71,9 |
Доля многодетных семей в общей численности семей с детьми, заключивших социальный контракт, % | 27,4 | 22,0 | 21,2 |
Одной из основных причин ежегодного снижения доли семей с детьми (в том числе доли многодетных семей), в общей численности заключивших социальных контракт, является снижение численности таких семей в связи с введением мер социальной поддержки для малоимущих семей, воспитывающих детей.
Оценка эффективности оказания ГСП на основании социального контракта (данные Департамента социальной защиты населения Ивановской области)
Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Доля граждан, среднедушевой доход которых увеличился по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных ГСП на основании социального контракта, % | <*> | 47,9 | 42,7 |
Доля граждан, среднедушевой доход которых превысил ВПМ, установленную в Ивановской области, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных ГСП на основании социального контракта, % | 32,6 | 28,5 | 37,3 |
________________