(с изменениями на 18 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 11.03.2024 N 192, от 12.04.2024 N 340, от 12.07.2024 N 587, от 06.08.2024 N 623, от 12.09.2024 N 664, от 18.10.2024 N 739)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Развитие транспортного комплекса Республики Мордовия" (далее - государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Мордовия.
3. Определить ответственным куратором государственной программы Председателя Правительства Республики Мордовия Д.А.Позднякова.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 12.07.2024 N 587)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 11.03.2024 N 192, от 12.04.2024 N 340, от 12.07.2024 N 587, от 06.08.2024 N 623, от 12.09.2024 N 664, от 18.10.2024 N 739)
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта. Несмотря на значительные достижения, уровень развития транспортной системы в настоящее время не в полной мере отвечает современным требованиям и потребностям социально-экономического развития.
Государственная программа направлена на решение комплекса проблем функционирования транспортной системы республики:
технического состояния и доступности транспортной инфраструктуры;
безопасности населения на транспорте;
воздействия транспорта на экологию и здоровье населения;
отставание в области транспортных технологий, что препятствует удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок.
Выгодное экономико-географическое положение республики, близость к основным центрам потребления продукции благоприятно влияет на логистическую составляющую, способствует развитию региональных, межрегиональных и международных связей и является главным конкурентными преимуществами Республики Мордовия по развитию транспортной инфраструктуры.
Аэропорт Саранск - международный аэропорт федерального назначения в Республике Мордовия. Аэропорт обслуживает внутренние и международные направления.
В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 в аэропорту Саранска построен новый пассажирский терминал внутренних воздушных линий аэропортового комплекса г. Саранска с пропускной способностью терминала - 300 пасс/час, соотношение прилет - вылет 50/50 (прилет - 150 пасс/час, вылет - 150 пасс/час), модернизированы аэродром, взлетно-посадочная полоса (2801 x 42) может принимать все типы пассажирских воздушных судов, в том числе: SuperJet 100, Boeing 737-700/800, Airbus 320/321, места стоянок воздушных судов (17 мест стоянок), объекты организации воздушного движения, патрульная дорога, технические средства охраны. Общий объем инвестиций составил около 5 млрд. рублей.
На реализацию инвестиционного проекта технического перевооружения воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту Саранск, сроки открытия которого первое полугодие 2024 г., ФГКУ Росгранстрой выделены средства из федерального бюджета в размере 482 млн. рублей, инвестором (ООО "Новапорт Холдинг") - около 500 млн. рублей. Общий объем финансирования - 1 млрд. рублей.
Регион располагает развитой сетью железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина - 546 км, из них электрифицировано 332 км. По железным дорогам Мордовии, в частности, осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, с Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.
Территория Республики Мордовия обслуживается Куйбышевской, Горьковской и Московской железными дорогами - филиалами ОАО "Российские железные дороги". Эксплуатационная длина дорог составляет 562 км, в том числе "Куйбышевская железная дорога" - 328 км (58%), "Горьковская железная дорога" - 170 км (30%), "Московская железная дорога" - 64 км (11%). На территории Республики Мордовия имеется 10 железнодорожных вокзалов и 37 железнодорожных станций.
Грузовой терминал на станции Саранск в 2022 г. приведен к стандартам ОАО "РЖД".
Через территорию Республики Мордовии проходит автомобильная федеральная трасса М-5 "Урал" Москва - Самара - Уфа - Челябинск с ответвлением на Саранск через Краснослободск, которое дальше на восток получило развитие в виде автодороги 1Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск, а с севера на юг - 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Пенза - Саратов.
Автомобильные дороги общего пользования имеют протяженность 13680 км, в том числе федерального значения - 365 км, регионального значения - 5164 км, местного значения - 8151 км (твердое покрытие имеет 40,2% от общей протяженности участков, из них 24,6% от общей протяженности - усовершенствованное покрытие).
За счет увеличения объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Мордовия (далее - Дорожный фонд) наблюдается прирост протяженности автомобильных дорог в нормативное состояние: в 2020 году отремонтировано 190 км автодорог, в 2021 году - 317 км (на 67% больше), в 2022 году - 341 км, что по сравнению с 2020 годом больше на 151 км 79%, и на 24 км (7,5%) больше, чем в 2021 году. Денежные средства в размере более 9 млрд. рублей направлены на мероприятия национального проекта "Безопасные качественные дороги", в том числе из федерального бюджета 4,6 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета в объеме 494 млн. рублей в рамках реализации федерального проекта "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения", приведены в нормативное состояние автомобильные дороги местного значения.
В 2022 году собственные средства Дорожного фонда в объеме 623 млн. рублей были направлены на ремонт дворовых территорий, подъездов к школам и детским садам.
На содержание автомобильных дорог регионального значения было направлено почти 1,3 млрд. рублей, на проектирование - 196 млн. рублей. Также средства Дорожного фонда в 2022 году направлялись на повышение транспортной безопасности объектов дорожной инфраструктуры.
В 2022 году были проведены работы по ремонту 231 объекта автомобильных дорог, протяженностью 341 км и одно искусственное сооружение протяженностью 342 пог. м. В рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" реализовано 62 объекта: капиталоемкие - 2 (переходящие), региональные - 47 (209 км), местные - 12 (17 км), мостовые сооружения - 1 (342,6 пог. м). В рамках реализации федерального проекта "Содействие" - 78 объектов местного значения протяженностью почти 60 км. За счет средств субсидии, предоставляемой муниципальным образованиям из Дорожного фонда, реализовано 73 объект общей протяженностью 38,6 км.
В целях повышения безопасности дорожного движения в рамках проведения ремонта дорожных объектов приведено в нормативное состояние 99 пешеходных переходов, в том числе с проекцией дорожной разметки, из них: 74 на региональных дорогах; 25 - на местных.
В 2022 году увеличен объем монтажа пешеходных ограждений турникетного типа и обустройство дорожных ограждений на 97%, осуществлено инженерное обустройство автомобильных дорог элементами безопасности.
Результаты этой работы привели к снижению количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), где были выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, и что самое важное - снизилось количество погибших и пострадавших людей в таких ДТП с недостатками состояния дорожного полотна. Тем не менее, мероприятия, проведенные по улучшению дорожной сети, не позволили снизить общий уровень аварийности по отношению к предыдущему году.
В целях изменения ситуации с безопасностью дорожного движения проведены следующие мероприятия:
создан "Центр организации дорожного движения" для принятия мер и выработки решений по повышению безопасности дорожного движения;
к существующим ранее камерам фотовидеофиксации (далее - ФВФ) дополнительно приобретены 66 новых, в том числе 5 мобильных. Центром организации дорожного движения проведена большая работа по анализу технического состояния комплексов, поверке, ремонту вышедших из строя, монтажу и наладке новых комплексов;
выпущено на линию 5 автомашин, оснащенных мобильными комплексами, которые начали курсировать по маршрутам, согласованным с ГИБДД в соответствии с анализом аварийности в регионе.
запущена процедура внедрения системы мониторинга работоспособности комплексов ФВФ и автоматизированной информационной системы управления транспортом (АИС УТ). Тем самым начался процесс цифровизации отрасли и реализации мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС).
Пассажирские перевозки играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Развитию пассажирских перевозок способствует рост материального благосостояния, платежеспособности, а также мобильности населения. Транспорт обеспечивает производственно-экономические связи различных отраслей и является составной частью общей транспортной системы региона.
На территории республики осуществляются автомобильные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и пассажирские перевозки воздушным транспортом.
1. Автомобильные перевозки пассажиров.
В 2022 году перевозки осуществлялись по 345 маршрутам регулярных перевозок, из них 223 муниципальных, 106 межмуниципальных, 16 межрегиональных.
Пассажирские перевозки в 2022 году осуществляли 33 перевозчика, в том числе 1 муниципальное предприятие, 2 акционерных общества, 12 обществ с ограниченной ответственностью, 18 индивидуальных предпринимателей.
По итогам работы 2022 года наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
по количеству перевезенных пассажиров (автомобильным и городским наземным электрическим транспортом перевезено 38,2 млн. человек, что на 3,6 млн. человек больше по сравнению с 2021 годом);
по охвату населенных пунктов автобусным сообщением (в настоящее время охвачено 864 населенных пункта (67,8% от общего количества населенных пунктов - 1274), что на 88 населенных пунктов больше по сравнению с 2021 годом (в 2021 году - 776, в 2020 году - 642);
по улучшению транспортной доступности в связи с изменением маршрутной сети муниципальных районов, обеспечения перевозок населения до медицинских организаций и социально значимых объектов путем заключения муниципальных контрактов по 106 маршрутам на сумму 70,4 млн. рублей.
Для развития данного направления в 2022 г. проведена следующая работа:
анализ маршрутной сети, пассажиропотока, а также развития транспортной инфраструктуры Саранской городской агломерации и Республики Мордовия, результатом которой стали разработанные документы транспортного планирования, на основе которых ведется работа по изменению маршрутов в Саранске;
работа по подготовке к внедрению автоматизированной информационной системы "Управление транспортом";