Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия (с изменениями на 31 октября 2024 года)




Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом устойчивого и динамичного социально-экономического развития. Республика Мордовия обладает богатым культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Сфера культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия и нематериального культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, созданию условий для развития искусства и творчества, сохранению и развитию традиционной народной культуры, обеспечение деятельности системы управления в сфере культуры, развитию инфраструктуры, укреплению межрегиональных и международных связей.


Государственная политика в сфере культуры с 2013 года в рамках государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579, и в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.


Реализация мероприятий национального проекта "Культура" на территории Республики Мордовия оказала заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Созданы организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, проектные офисы (по различным направлениям работы), появились новые формы поддержки культурного развития.


С сентября 2021 года регион участвует в федеральной программе "Пушкинская карта", направленной на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры. По состоянию на 1 января 2023 года посещаемость организаций культуры в Республике Мордовия возросла по сравнению с уровнем 2019 года на 9,76%.


К началу 2023 года сфера культуры Республики Мордовия представлена сетью из 1083 единиц учреждений культуры, из них 22 государственных, 1046 муниципальных, 3 частных. К их числу относятся: 7 театров (4 государственных, 1 муниципальный, 2 частных); 26 музеев (2 государственных с 11 филиалами, 13 муниципальных); 465 муниципальных культурно-досуговых учреждений; 493 библиотеки (3 региональных, 490 муниципальных, из них 463 - в структуре библиотечных образований, 29 являются структурными подразделениями учреждений культуры (центров культуры), осуществляющих библиотечную деятельность); 5 государственных концертных организаций; 14 кинозалов на базе муниципальных учреждений культуры, созданных при поддержке Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, 1 государственный и 2 частных кинотеатра; 2 средних образовательных учреждения в сфере культуры (государственных); 1 зоопарк (муниципальный); 38 детских школ искусств (2 государственных, 36 муниципальных); 8 парков (муниципальных); 20 архивов (2 государственных, 18 муниципальных); ГБУК "Республиканский дом народного творчества".


С 2014 года расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на культуру и кинематографию выросли с 1027,8 млн. рублей до 2129,0 млн. рублей в 2022 году. Финансирование программ и проектов в сфере культуры осуществляется не только за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных источников. Удельный вес расходов на культуру и кинематографию в общих расходах консолидированного бюджета республики в 2022 году составил 2,61%.


В последние годы на территории Республики Мордовия осуществляется внедрение новых технических средств коммуникации для возникновения на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам Республики Мордовия доступа к знаниям, информации и культурным ценностям учреждениями культуры Республики Мордовия осуществляется информационное наполнение портала культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ", в частности размещение региональных онлайн-трансляций, проводимых учреждениями культуры Республики Мордовия.


Государственные библиотеки Республики Мордовия принимают участие в формировании Национальной электронной библиотеки, обеспечивающей широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.


Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам Республики Мордовия в сфере культуры в 2021 году составило 773,2 тыс. единиц (превысив уровень 2020 года в 2,7 раза), в 2022 году - 1214,23 тыс. единиц. Ожидается развитие сектора креативных индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, которые играют ключевую роль в современном экономическом развитии, в том числе с учетом использования цифровых коммуникационных технологий на другом качественном уровне.


Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:


отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;


значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;


низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;


высокая степень изношенности зданий муниципальных учреждений культуры, острый характер проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;