Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В основе интеграции инвалидов в общество лежит целостный подход, основным принципом которого является принцип доступности, провозглашенный в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. Уделение этому фактору первоочередного внимания является отражением переноса акцента с медицинских аспектов инвалидности на применение социально-экономических моделей, предусматривающих расширение прав и возможностей инвалидов, их участие в жизни общества, изменение среды для содействия обеспечению равных возможностей для всех. Доступность - это не только забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всего населения.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее - Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Исходя из общих принципов Конвенции о правах инвалидов, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Необходимо формирование системы комплексной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2023 г. численность населения Республики Мордовия составляет 771373 человека, в том числе 62795 инвалидов, что составляет около 8,1% от всей численности населения Республики Мордовия. Из общей численности инвалидов количество инвалидов I группы составляет 8568 человек, II группы - 21636 человек, III группы - 30126 человек, детей-инвалидов - 2465 человек.
Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Особо обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. Значит, речь идет не только о сохранении их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.
За период реализации государственной программы к 2023 году количество доступных приоритетных объектов составило 89 штук.
Оказана поддержка 20 учреждениям спортивной направленности, 6 общеобразовательным организациям, 13 учреждениям по линии здравоохранения, 38 учреждений в области социальной защиты, 12 учреждений культуры.
Так, результаты практической реализации государственной программы путем принятия законодательных и нормативных правовых актов позволило реализовать положения Конвенции и определить полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.