1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Стратегическая цель социально-экономического развития Кировской области - создание условий для улучшения качества жизни населения региона, что напрямую связано с повышением эффективности социальной политики.
Социальная поддержка населения - это система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных отдельным категориям населения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К ключевым системным проблемам, затрагивающим все сферы жизнедеятельности граждан, относятся демографические проблемы.
Численность постоянного населения Кировской области за 2022 год сократилась на 11,1 тыс. человек и на 01.01.2023 составила 1138,1 тыс. человек.
На фоне общего снижения численности населения наблюдается снижение рождаемости. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 году в Кировской области родилось 8952 ребенка, что на 12,5% меньше, чем в 2021 году. Снижение рождаемости, прежде всего, связано с уменьшением числа женщин детородного возраста, что вызвано так же, как и в Российской Федерации, низкой рождаемостью в 90-х годах XX века, выездом молодых женщин из сельской местности или районных центров в областной центр, а также за пределы Кировской области. При этом необходимо отметить снижение темпов сокращения рождаемости. Если за январь - сентябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года темп сокращения рождаемости составлял 12,4%, то за январь - сентябрь 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года - 4,5%.
На территории Кировской области выстраивается целостная система поддержки жителей региона, в том числе семей с детьми, которая направлена не только на социальную поддержку граждан, но и на повышение рождаемости, улучшение жилищных вопросов, благосостояния семьи, то есть повышение уровня их жизни.
Ежегодно на учете в органах социальной защиты населения состоят более 300 тыс. человек. Таким образом, почти каждый третий житель Кировской области является получателем мер социальной поддержки.
Помощь от государства предоставляется на каждого второго ребенка, проживающего в Кировской области, или 59,1% от общего числа детей, проживающих в регионе. Тогда как в 2017 году меры социальной поддержки предоставлялись на каждого третьего ребенка, или 24,8% от общего числа детей, проживающих в регионе.
В целях повышения адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки реализуются мероприятия, в рамках которых расширяется использование технологии межведомственного электронного взаимодействия в целях интеграции ведомственной информационной системы с региональными и федеральными государственными информационными системами при предоставлении государственных услуг.
На территории Кировской области осуществляют деятельность 15 межрайонных управлений социальной защиты населения. При этом в муниципальных районах Кировской области, на территории которых отсутствуют учреждения социальной защиты населения, организованы удаленные рабочие места специалистов межрайонных учреждений социальной защиты населения.
К самой многочисленной категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке, относятся граждане пожилого возраста и инвалиды. В 2022 году доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 29,6% от общей численности населения Кировской области.
Старение населения, сопровождающееся повышением ожидаемой продолжительности жизни, требует предоставления пожилым гражданам дополнительного объема социальных услуг. Гражданам пожилого возраста присущи специфические проблемы: снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, ухудшение состояния здоровья, что ведет к снижению способности к самообслуживанию. Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Таким образом, в современном обществе сформировалось восприятие пожилых людей как особой группы, связанной с издержками, не вносящей определенный вклад в общество.
Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, поэтому перед государством в отношении граждан старшего поколения стоит задача по формированию нового типа пожилого человека - человека независимого, социально активного, стремящегося адаптироваться в современном социокультурном пространстве. Это требует внедрения новых технологий работы, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социально активной среде и на сохранение интеллектуальной и физической активности граждан пожилого возраста.