В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 09.08.2016 N 2375 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки муниципальных программ муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, их формирования и реализации, осуществления мониторинга и контроля реализации муниципальных программ" мэрия города
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в муниципальную программу "Создание условий для развития предпринимательства и туризма на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2023 - 2025 годах", утвержденную постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 09.11.2022 N 2244 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для развития предпринимательства и туризма на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2023 - 2025 годах", изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в "Муниципальной информационной газете" и сетевом издании "ЭСМИГ".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый заместитель главы мэрии огорода
О.А.ХОЛКОВСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД БИРОБИДЖАН" ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 2023 - 2025 ГОДАХ"
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление экономики мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - управление экономики мэрии города) |
Соисполнители муниципальной программы | Отсутствуют |
Участники муниципальной программы | Участник 1: мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - мэрия города); Участник 2: исполнители услуг; Участник 3: субъекты малого и среднего предпринимательства городского округа |
Цель (цели) муниципальной программы | Создание благоприятных условий для развития и осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, а также развития туристического потенциала городского округа |
Задачи муниципальной программы | Задача 1. Создание условий для формирования положительного имиджа предпринимательства и развития конструктивного диалога и сотрудничества между бизнес-сообществом и властью. Задача 2. Создание и продвижение конкурентоспособного туристического продукта на основе имеющейся инфраструктуры туризма и использования историко-культурного и природного потенциала городского округа |
Подпрограммы муниципальной программы (при их наличии) | Подпрограммы отсутствуют |
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы | Целевой показатель (индикатор) 1: Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших различные формы поддержки, за период реализации муниципальной программы составит не менее 563 единиц, в том числе по годам: 2023 год - 181 единица; 2024 год - 191 единица; 2025 год - 191 единица. Целевой показатель (индикатор) 2: Численность российских и иностранных граждан, воспользовавшихся услугами гостиниц и иных аналогичных средств размещения, за период реализации муниципальной программы составит 48500 человек, в том числе по годам: 2023 год - 15000 чел.; 2024 год - 16500 чел.; 2025 год - 17000 чел. |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации муниципальной программы | Срок реализации программы - 2023 - 2025 годы. Выделение этапов не предусмотрено |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы | Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 1540,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 400,0 тыс. руб.; 2024 год - 570,0 тыс. руб.; 2025 год - 570,0 тыс. руб. Из городского бюджета бюджетные ассигнования составляют 1540,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 400,0 тыс. руб.; 2024 год - 570,0 тыс. руб.; 2025 год - 570,0 тыс. руб. Планируемый объем финансирования из средств областного бюджета составляет 0,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб. Планируемый объем финансирования из средств федерального бюджета составляет 0,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб. Планируемый объем финансирования из внебюджетных источников составляет 0,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы | Реализация мероприятий муниципальной программы в 2023 - 2025 годах позволит достичь следующих результатов: 1. Обеспечить выполнение мероприятий, связанных с реализацией мер, направленных на формирование положительного имиджа предпринимателей, популяризацию роли предпринимательства и развитие взаимодействия бизнеса и власти. С этой целью планируется: 1.1. Предоставить финансовую поддержку, включающую в себя субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства, трем начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства. Ожидается, что количество субъектов малого предпринимательства, получивших финансовую поддержку, за период реализации муниципальной программы составит 3 единицы, в том числе по годам: 2023 год - 1 единица; 2024 год - 1 единица; 2025 год - 1 единица. 1.2. Увеличить к концу 2025 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в мероприятиях по поддержке малого и среднего предпринимательства, до 190 единиц. Ожидается, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в мероприятиях по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также получивших информационную и консультационную поддержку, за период реализации муниципальной программы составит 560 единиц, в том числе по годам: 2023 год - 180 единиц; 2024 год - 190 единиц; 2025 год - 190 единиц. 1.3. Обеспечить наличие актуализированного комплексного документа об инвестиционном потенциале городского округа, оказывающего информационную поддержку предпринимателям, в количестве 1 единицы, в том числе по годам: 2023 год - 1 единица; 2024 год - 1 единица; 2025 год - 1 единица. С этой целью в рамках муниципальной программы в 2023 - 2025 годах планируется ежегодно актуализировать инвестиционный паспорт муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области. Это, в свою очередь, будет способствовать в том числе развитию деловой и инвестиционной активности малого бизнеса. Выполнение в полном объеме мероприятий, реализуемых в рамках основного мероприятия 1, позволит оказать различные формы поддержки не менее 563 субъектам малого бизнеса и, как следствие, создать благоприятные условия для формирования положительного имиджа предпринимательства и развития конструктивного диалога и сотрудничества между бизнес-сообществом и властью. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших различные формы поддержки, составит не менее 563 единиц, в том числе по годам: 2023 год - 181 единица; 2024 год - 191 единица; 2025 год - 191 единица. 2. Улучшить условия для развития туризма в городском округе, обеспечить выполнение мероприятий, направленных на развитие туризма, укрепление имиджа и туристической привлекательности городского округа, в том числе за рубежом. С этой целью в рамках муниципальной программы планируется: 2.1. Издание рекламно-информационной печатной продукции о туристических ресурсах города (справочники, карты, буклеты, путеводители и т.д.). Количество изготовленной рекламно-информационной продукции о туристических ресурсах городского округа за период реализации муниципальной программы составит не менее 100 штук, в том числе: 2023 год - 0 штук; 2024 год - 100 штук; 2025 год - 0 штук. 2.2. Создание короткометражного фильма о туристических возможностях города. Планируется, что количество презентационных видеоматериалов о туристических возможностях города Биробиджана за период реализации муниципальной программы составит не менее 1 условной единицы, в том числе: 2023 год - 1 условная единица; 2024 год - 0 условных единиц; 2025 год - 0 условных единиц. 2.3. Обеспечение участия представителей городского округа в российских, международных мероприятиях по поддержке и развитию туризма. Планируется, что количество туристических мероприятий, в которых примут участие представители городского округа, за период реализации муниципальной программы составит не менее 2 условных единиц, в том числе по годам: 2023 год - 0 условных единиц; 2024 год - 1 условная единица; 2025 год - 1 условная единица. 2.4. Подготовить и разместить за пределами городского округа информационные материалы о туристических возможностях города Биробиджана, что, в свою очередь, будет способствовать продвижению города Биробиджана за пределами городского округа. Планируется, что количество информационных материалов о туристических возможностях города Биробиджана, размещенных за пределами городского округа, за период реализации муниципальной программы составит не менее 2 условных единиц, в том числе: 2023 год - 0 условных единиц; 2024 год - 1 условная единица; 2025 год - 1 условная единица. 2.5. исключен. Выполнение в полном объеме мероприятий, реализуемых в рамках основного мероприятия 2, позволит расширить степень информированности населения регионов России и других стран о городе Биробиджане, создать привлекательный для туристов имидж городского округа, повысить его привлекательность, что будет способствовать продвижению муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области за пределами городского округа, созданию и продвижению конкурентоспособного туристского продукта на основе имеющейся инфраструктуры туризма и использования историко-культурного и природного потенциала городского округа и, как следствие, созданию условий для развития туризма на территории городского округа. При этом ожидается, что реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать привлечению туристов в городской округ и, как следствие, развитию въездного туризма. Планируется, что численность российских и иностранных граждан, воспользовавшихся услугами гостиниц и иных аналогичных средств размещения, за период реализации муниципальной программы составит 48500 человек, в том числе по годам: 2023 год - 15000 человек; 2024 год - 16500 человек; 2025 год - 17000 человек |
На территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие городского округа, являясь важнейшим ресурсом экономики городского округа, обеспечивающим население товарами и услугами, создающим новые рабочие места и новые производства, способствующим развитию экономически оправданной конкуренции, а также формированию налоговой базы, являясь одним из источников пополнения бюджета городского округа.
Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес.
Малый бизнес занимает ведущие позиции в секторах торговли, услуг, производстве мебели, продуктов питания, в транспортной сфере, при выполнении подрядных работ в строительстве и других сферах.
Экономическое развитие городского округа в 2021 г. и в I полугодии 2022 г. характеризуется неоднозначной динамикой основных показателей социально-экономического развития и в целом соответствует региональным тенденциям. Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики городского округа, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения.
Малый бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности. Достижение такой доступности требует системной государственной и муниципальной поддержки.
В связи с этим возникает необходимость формирования и осуществления муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в городском округе.
По состоянию на 01.07.2022 общее количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 1588 человек, при этом в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр СМСП) включен 1521 индивидуальный предприниматель.
Кроме того, в Реестр СМСП включено 785 юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, действующих на территории городского округа в 1 полугодии 2022 г. Из них в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 2 средних предприятия, 71 малое предприятие и 712 микропредприятий.
Наименование показателя | По состоянию на | |||
10.01.2020 | 10.01.2021 | 10.01.2022 | 10.07.2022 | |
Количество субъектов МСП, ед., в том числе: | 2479 | 2326 | 2284 | 2306 |
субъектов МСП - юридических лиц | 829 | 799 | 763 | 785 |
субъектов МСП - индивидуальных предпринимателей | 1650 | 1527 | 1521 | 1521 |
Количество субъектов МСП на 10 тыс. населения, ед. | 345,06 | 330,24 | 331,40 | 336,85 |
Таким образом, по состоянию на 10.07.2022 общее количество хозяйствующих субъектов по сравнению с началом 2020 г. уменьшилось на 7%. Отрицательная динамика обусловлена уменьшением на 28,6% числа средних предприятий и организаций, на 7,3% - числа малых предприятий и на 1,4% - числа индивидуальных предпринимателей. При этом относительный показатель количества субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанный на 10 тыс. населения, снизился к середине 2022 г. по сравнению с 2020 г. на 2,4% и начиная с 2021 г. имеет некоторую тенденцию роста.
В целом негативная тенденция снижения количества субъектов МСП связана в том числе с ограничениями, введенными в 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Последствия пандемии затронули практически все сферы социальной, экономической и общественной жизни муниципального образования "Город Биробиджан". Отдельные отрасли экономики, оказавшиеся в зоне риска в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, серьезно пострадали и приняли на себя основной удар <1>.
________________
<1> К данным отраслям экономики отнесены автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность, гостиничный бизнес, общественное питание, деятельность по предоставлению бытовых услуг населению, розничная торговля отдельными видами товаров, деятельность музеев, деятельность организаций дополнительного образования и ряд других (постановление губернатора ЕАО от 08.04.2020 N 90 "Об утверждении Перечня отраслей экономики (видов экономической деятельности), оказавшихся в зоне риска в связи с распространением на территории Еврейской автономной области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").
Из-за ограничений, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции, серьезно пострадал малый и средний бизнес. В условиях пандемии коронавируса на территории городского округа принят ряд мер поддержки предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях экономики. Основное внимание при этом было уделено адаптационным мерам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также усилению системных нефинансовых мер поддержки (информационных).
В частности, в качестве адаптационных мер поддержки мэрией города:
Подготовлены проекты решений и приняты городской Думой решения, предусматривающие:
1) снижение в 2 раза корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для исчисления размера единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. По предварительной оценке, данной льготой в 2020 г. воспользовалось более 1 тыс. налогоплательщиков. В целом поступления по данному виду налога в бюджет муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО по сравнению с 2019 г. снизились на 13,755 млн руб. (с 69,875 млн руб. до 56,120 млн руб., или на 19,7%) <2>.
________________
2) снижение в 2 раза (с 1% до 0,5%) в 2019 г. ставки налога на имущество физических лиц (собственников коммерческой недвижимости) исходя из кадастровой стоимости для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В целом поступления по данному виду налога в бюджет муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО по сравнению с 2019 г. снизились на 6,065 млн руб. <3> Приняты следующие муниципальные правовые акты:
________________
постановление мэрии города от 28.04.2020 N 693 (в ред. постановления мэрии города от 18.09.2020 N 1373), в соответствии с которым установлена отсрочка по арендной плате по договорам аренды имущества и земельных участков, находящихся в собственности городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за период с 01.04.2020 по 01.10.2020, плата по договорам аренды подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно, равными платежами. В рамках исполнения указанного выше правового акта субъектам малого и среднего бизнеса (по их заявлениям) в 2020 г. предоставлено 2 отсрочки по арендной плате на общую сумму 681282,4 руб.;
постановление мэрии города от 23.04.2020 N 662, в соответствии с которым для субъектов малого и среднего предпринимательства не начисляется пеня (штрафные санкции), возникшая по результатам просрочки внесения платежей за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 по арендной плате по договорам аренды имущества и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования. Данной мерой поддержки имели возможность воспользоваться 624 субъекта малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с данным постановлением предусмотрено, что не начисляются пени в том числе по оплате за размещение рекламных конструкций по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, либо зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности городского округа <4>.
________________
<4> По состоянию на 31.12.2020 количество действующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций составляло 165 ед.
При реализации системных нефинансовых мер поддержки проводилось информирование предпринимательского сообщества не только в индивидуальном порядке, но и через общественные организации предпринимателей, посредством размещения актуальной и полезной информации на официальном интернет-сайте мэрии города, в средствах массовой информации, а также посредством социальных сетей.