Действующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие образования" (с изменениями на 8 октября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы образования в Удмуртской Республике


Образование в Удмуртской Республике - это динамично развивающаяся система, готовая к современным вызовам и изменениям. Образовательную деятельность осуществляют 1229 образовательных организаций, что составляет 5% от числа всех хозяйствующих субъектов в республике. С целью оптимизации имеющихся ресурсов, повышения эффективности управления и обеспечения нового качества образования в Удмуртской Республике поэтапно ведется оптимизация сети образовательных организаций. С 2017 года количество образовательных организаций сократилось на 13%.


На долю образования в структуре валового регионального продукта (ВРП) приходится 3,5 - 3,7% ВРП. Расходы на отрасль составляют 27% бюджета Удмуртской Республики. В образовательных организациях занято свыше 60 тысяч человек, что составляет 13,5% от общей численности работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Удмуртской Республики.


В республике благодаря системным мероприятиям по наращиванию мощности сети дошкольных образовательных организаций успешно решается проблема доступности дошкольного образования для всех категорий детей. С 2018 года построено 57 детских садов, это более 5000 мест. Получили свое развитие альтернативные формы дошкольного образования (негосударственный сектор, семейное образование и др.). В республике создан механизм поддержки частных дошкольных и частных общеобразовательных организаций, что способствовало созданию с 2020 года 80 дополнительных мест в частных дошкольных образовательных организациях. Участие частного сектора в предоставлении услуг для детей дошкольного возраста составляет 0,12% от общего объема оказываемых услуг, с учетом индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход, показатель составляет 0,44%.


С 2014 года в Удмуртской Республике развивается сегмент раннего развития для детей младенческого и раннего возраста. Группы раннего развития имеют спрос со стороны родителей. Численность воспитанников от двух месяцев до трех лет в 2022 году насчитывала 16010 человек и составляет 18,6% от общей численности воспитанников в сфере дошкольного образования.


В 2022 году доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 99,97%, а для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 95,62%. Потребность в дополнительных местах для детей до 3 лет сохранилась в городе Ижевске и Завьяловском районе, для детей от 3 до 7 лет - только в Завьяловском районе. Вместе с тем наметилась устойчивая тенденция к снижению численности детей дошкольного возраста. Анализ контингента воспитанников дошкольных образовательных организаций показывает его снижение на протяжении 6 последних лет с нарастающей динамикой (в 2022 году - 85673 человека, в 2017 году - 103025 человек).


Влияние отмеченной демографической ситуации со временем может значительно снизить остроту проблем с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, что повышает значимость мероприятий по регулированию деятельности сети дошкольных образовательных организаций и актуализации работы с родителями, а также привлечению общественности к обсуждению вопросов планирования строительства социальных объектов.


Особую актуальность приобретают вопросы состояния зданий дошкольных образовательных организаций в части выполнения санитарно-эпидемиологических нормативов и требований безопасности. В 2022 году 20 зданий дошкольных образовательных организаций требовали капитального ремонта. Ко всем видам коммунальной инфраструктуры подключены 99,24% зданий. В 35 зданиях отсутствует водопровод, 48 зданий не подключены к центральному отоплению. Для маломобильных групп населения доступны только 17,8% зданий дошкольных образовательных организаций.


Проблемы приведения зданий в нормативное состояние актуальны и для общеобразовательных организаций. На территории республики 5 зданий общеобразовательных организаций находятся в аварийном состоянии (0,6%), 228 зданий требуют капитального ремонта (27,9%). Высокие значения указанного показателя обусловлены большим износом конструктивных элементов зданий и недостаточностью средств местных бюджетов. Проведение отдельных видов работ по текущему ремонту зданий не исключает потребность в их капитальном ремонте. С 2022 года в Удмуртской Республике реализуется федеральная программа "Модернизация школьных систем образования" по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций. В 2022 году отремонтировано и оснащено средствами обучения и воспитания 9 школ. В 2023 году закончится ремонт и оснащение 23 школ, 2 школы будут отремонтированы в 2024 - 2025 годах.


Ежегодно в республике вводятся новые места в образовательных организациях, в том числе и в сельской местности, но проблема обучения детей в две смены в республике пока не решена (в 2022 году - 2209 новых мест (в т.ч. 160 мест в сельской местности), в 2017 году - 1650 новых мест).


В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" ежегодно в республике создаются условия для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. Обновляется материальная база образовательных организаций. 85,1% общеобразовательных организаций в республике имеют достаточный уровень развития материально-технических условий, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, и соответствуют современным условиям обучения. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов созданы в 38% зданий школ.


Во всех общеобразовательных организациях совершенствуется работа по ведению собственных сайтов, развивается система электронного взаимодействия с учащимися и родителями, организован доступ родителей к электронным журналам и дневникам. Удмуртия находится на 3 месте в Приволжском федеральном округе по удельному весу общеобразовательных организаций, использующих электронный журнал, электронный дневник, в общем числе общеобразовательных организаций.


Важной составляющей государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе организация питания. В 2020 году Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлена задача обеспечения бесплатным горячим питанием всех обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Поставленная задача в республике успешно реализована, более того, Удмуртия входит в пятерку регионов Приволжского федерального округа по удельному весу численности обучающихся с 1 по 11 класс, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.


Принимаемые меры по организации горячего питания обучающихся, благоустройству зданий общеобразовательных организаций в целях создания в них современных условий обучения, обеспечению общеобразовательных организаций высокоскоростным Интернетом, созданию безбарьерной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, совершенствованию материально-технической базы позволяют планомерно развивать качество и доступность общего образования для всех слоев населения, независимо от социального положения и места проживания семей с детьми, получающими общее образование, что отвечает основополагающим принципам государственной политики в сфере образования и гарантиям государства.


По показателям, характеризующим качество образования, Удмуртия показывает высокие результаты. Стабильным остается количество выпускников, набравших высокие результаты по итогам Единого государственного экзамена. С 2012 года Удмуртия входит в "золотую дюжину" субъектов Российской Федерации по результатам Всероссийской олимпиады школьников. По итогам официального рейтинга субъектов Российской Федерации по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации, Удмуртская Республика занимает шестое место. В рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в топ-200 входят 3 школы Удмуртской Республики. Три школы Удмуртской Республике включены в список Опорных школ Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий.