ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 494


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"

(с изменениями на 12 ноября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 23.04.2024 N 120, от 12.11.2024 N 427)




В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (приложение 1).


2. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края (приложение 2).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение 1



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 15 декабря 2023 г. N 494



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 23.04.2024 N 120, от 12.11.2024 N 427)




I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Алтайского края


По итогам 2022 года обеспечен прирост региональной экономики 1% к 2021 году, валовой региональный продукт достиг 995,6 млрд рублей. В структуре экономики порядка 60% формируют сельское хозяйство, промышленность и торговля, поэтому их развитие во многом определяет динамику экономического роста в крае.


В 2022 году промышленными предприятиями региона произведено продукции на 634,2 млрд рублей, что на 9,1% больше, чем в 2021 году. Индекс промышленного производства составил 103,0% (по России - 100,6%), в том числе в обрабатывающей промышленности - 103,0% (по России - 100,3%).


Современная структура промышленного комплекса края характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (свыше 80% в объеме отгруженных товаров), ведущими из них являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции, в том числе сельхозмашиностроение, химическое и фармацевтическое производство, а также легкая промышленность.


Алтайский край вносит существенный вклад в производство основных видов промышленной продукции в России: производство авиашин - 100%, котлов паровых и котлов паропроизводящих - 73,5%, станков деревообрабатывающих - 47,7%, погрузчиков универсальных сельскохозяйственного назначения - 21,0%, вагонов - 20,0%, котлов водогрейных центрального отопления для производства горячей воды или пара - 11,4%, кокса - 13,0%, борон зубовых - 12,5%, борон дисковых - 10,2%, трансформаторов электрических - 6,5%.


Порядка 40% объема обрабатывающего сектора промышленного производства приходится на пищевую и перерабатывающую промышленность. Алтайский край является крупнейшим производителем экологически чистого продовольствия в России: занимает 1 место в стране по объемам производства муки, крупы, продуктов зерновых для завтрака, 2 место - по выпуску масла сливочного, сыров, добавок биологически активных к пище, 4 место - по производству изделий макаронных, сыворотки сухой.


Сельское хозяйство за 2022 год приросло на 4,1% в сопоставимых ценах. Объем продукции отрасли составил 249,4 млрд рублей, что на 3,2% больше объема 2021 года. Валовой сбор (в весе после доработки) зерновых и зернобобовых культур достиг 5,6 млн тонн, в том числе яровой пшеницы - 2,9 млн тонн. Урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 16,9 центнера с гектара. Получены рекордные урожаи зерновых, гречихи и масличных культур.


В сфере потребительского рынка удалось не допустить дефицита товаров, несмотря на ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики. Перенастройка бизнес-процессов хозяйствующими субъектами обусловила положительные темпы роста в сфере потребления и услуг: по итогам 2022 года оборот розничной торговли увеличился на 1,3% в сопоставимых ценах (по России - снизился на 6,5%), объем платных услуг населению - на 6,3% (по России - увеличился на 5%).


Алтайский край обладает ярко выраженной экспортной ориентацией внешней торговли. Доля поставок из региона за рубеж колеблется в диапазоне 60 - 70%. При этом около 80% в структуре экспорта приходится на несырьевой неэнергетический сектор.


По результатам 2022 года наблюдалось увеличение объема экспорта предприятий Алтайского края: около 7% по сравнению с предыдущим годом. Экспортные операции осуществлялись с 95 странами, при этом 67% от их стоимостного объема обеспечила торговля с Казахстаном, Китаем, Монголией и Беларусью. Эти страны являются приоритетными рынками для экспорта товаров Алтайского края.


В товарной структуре экспорта более 42% приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница, зерно злаков, семена подсолнечника, бобовые сушеные овощи, рапсовое масло), порядка 20% занимают минеральные продукты (кокс и полукокс из каменного угля), около 13% - машины, оборудование и транспортные средства (вагоны, сельхозтехника). На древесные изделия (лесоматериалы, древесно-волокнистые плиты), химическую промышленность (шины, покрышки) и изделия из металлов приходится примерно 11%, 9% и 2% соответственно.


На развитие экономики в 2022 году направлено 145,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, из них 83,9% - частные. Общий индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 100,6%, по крупным и средним предприятиям - 102,6%.


Два года подряд в крае отмечается максимальный ввод в эксплуатацию жилья. В 2022 году этот показатель составил 923,3 тыс. квадратных метров, что на 15,7% больше среднего пятилетнего уровня. Росту жилищного строительства способствовало предоставление различных видов ипотеки с государственной поддержкой (льготной, сельской, семейной), а также жилья льготным категориям граждан.


По итогам 2022 года среднедушевые доходы населения в номинальном выражении выросли на 19,7% (по России - на 11,5%), в реальном выражении - на 4,0% (по России - снижение на 2,0%). Среднемесячная заработная плата работников организаций составила 39,3 тыс. рублей, увеличившись на 15,9% к уровню 2021 года, в реальном выражении - на 0,7% (по России - на 14,1% и 0,3% соответственно). Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) сократился на 1,8 процентного пункта и составил 3,7% от численности рабочей силы.


Особое значение в экономической политике региона придается реализации мер по поддержке и поощрению инновационной активности. Как результат, по ряду параметров инновационной деятельности Алтайский край в масштабе России относится к числу лидеров. Регион занимает 1 место в Российской Федерации по доле малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и технологические инновации (12,3% и 12,8% соответственно); 2 место в Сибирском федеральном округе и 13 место в стране - по уровню инновационной активности крупных и средних организаций (14,0%).


На начало 2023 года в Алтайском крае инновационную деятельность осуществляли 170 хозяйствующих субъектов (за исключением малых организаций) со среднесписочной численностью работников 74,3 тыс. человек, в них действовало 166 собственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений. В 2022 году объем отгруженных инновационных товаров, выполненных инновационных работ и услуг составил 14182,7 млн рублей, объем затрат на инновации - 10149,4 млн рублей.


Основными факторами, затрудняющими социально-экономическое развитие Алтайского края, являются:


снижение численности населения;


высокие транспортно-логистические расходы вследствие географической удаленности от портовой инфраструктуры и ключевых рынков сбыта продукции;


низкий темп технологического перевооружения и обновления основных фондов предприятий;


недостаточно высокий уровень использования передовых технологий производства;


уровень денежных доходов населения ниже среднероссийского;


дефицит высококвалифицированных рабочих кадров;


энергозависимость региона;


несовершенства платежной инфраструктуры, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности с новыми иностранными партнерами.


Комплексная реализация мероприятий программы позволит оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, административных, кадровых, финансовых ресурсов для решения долгосрочных задач в социально-экономической сфере, будет способствовать дальнейшему развитию региона, повышению уровня и качества жизни населения.



2. Приоритеты и цели государственной политики в социально-экономической сфере


Приоритеты региональной политики в социально-экономической сфере определяются приоритетами долгосрочного развития, обозначенными в следующих документах:


в Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";


в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 12.11.2024 N 427)


в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666;


в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145;


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 23.04.2024 N 120)


в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;


в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208;


в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;


в Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2023 N 812;


в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;


в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29.09.2018;


в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»