Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Алтайского края, эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами является основой для сохранения макроэкономического развития региона, обеспечения реализации стратегических задач.
Алтайский край относится к дотационным регионам. Доля федеральных дотаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета региона составляет более 20%. Преобладание аграрного сектора в экономике Алтайского края определяет относительно невысокий уровень бюджетной обеспеченности региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации с высокой долей промышленного сектора в экономике.
Актуальной задачей в условиях ограниченного объема финансовых ресурсов становится обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы Алтайского края, в том числе за счет формирования сбалансированного бюджета региона с максимальной концентрацией бюджетных ресурсов на реализацию национальных целей и мероприятий, а также осуществление взвешенной долговой политики.
На протяжении ряда лет Алтайский край входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами, а также в число регионов с минимальной долговой нагрузкой.
В марте 2020 года Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) Алтайскому краю впервые присвоен кредитный рейтинг A+(RU), прогноз "Стабильный". Ежегодно кредитный рейтинг, присвоенный Алтайскому краю, подтверждается. В июле 2023 года кредитный рейтинг Алтайского края также подтвержден.
Проведение сбалансированной долговой политики позволило привлечь в регион бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации 11 инфраструктурных проектов в размере 12,3 млрд рублей на максимально выгодных условиях - под 3% на 15 лет. Кредит предоставляется поэтапно в 2022 - 2024 годах (в 2022 году - 3,528 млрд рублей, в 2023 году - 4,164 млрд рублей, в 2024 году - 4,620 млрд рублей), объем внебюджетных инвестиций составляет 38,3 млрд рублей.
В 2023 году привлечены бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых в объеме 1,982 млрд рублей. Средства бюджетных кредитов в 2023 - 2024 годах предусмотрены на модернизацию коммунальной инфраструктуры, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на конкурсной основе, строительство и реконструкцию котельных и приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Алтайский край характеризуется большим количеством муниципальных образований и их высокой дифференциацией по уровню социально-экономического развития, в том числе за счет неравномерного распределения налоговой базы и неналоговых поступлений по муниципалитетам, что усложняет задачу обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
По состоянию на 1 января 2023 года Алтайский край включает 694 муниципальных образования, в том числе 56 муниципальных районов, 4 муниципальных округа, 9 городских округов, 7 городских и 618 сельских поселений (по данным Росстата) и занимает 5 место в России по количеству муниципальных образований после Тюменской области, республик Татарстан, Башкортостан и Дагестан.
Четвертая часть налоговых и неналоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет Алтайского края, приходится на местные бюджеты. При этом около 40% от общего объема налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты, приходится на административный центр Алтайского края - город Барнаул, 17% - на остальные городские округа. То есть более половины поступлений сосредоточены в 9 городских округах Алтайского края, которые составляют 1,3% от общего количества муниципальных образований Алтайского края.
Основным инструментом межбюджетного регулирования в условиях высокой дифференциации является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В целях совершенствования механизма выравнивания, обеспечения наиболее объективного учета факторов и условий, влияющих на бюджетную обеспеченность муниципальных образований, за период 2018 - 2022 годы актуализирована методика выравнивания:
с 2019 года введены новые коэффициенты удорожания, характеризующие расходные обязательства муниципальных образований, - коэффициент дифференциации заработной платы и коэффициент общей удаленности;
с 2021 года в доходном потенциале муниципальных образований учитываются отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований (в 2021 - 2023 годы предусмотрен переходный период учета отдельных неналоговых доходов).