(с изменениями на 14 августа 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.08.2024 N 283)
Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (приложение).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Алтайского края:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 13 декабря 2023 г. N 483
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 14.08.2024 N 283)
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Алтайского края, эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами является основой для сохранения макроэкономического развития региона, обеспечения реализации стратегических задач.
Алтайский край относится к дотационным регионам. Доля федеральных дотаций в общем объеме доходов консолидированного бюджета региона составляет более 20%. Преобладание аграрного сектора в экономике Алтайского края определяет относительно невысокий уровень бюджетной обеспеченности региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации с высокой долей промышленного сектора в экономике.
Актуальной задачей в условиях ограниченного объема финансовых ресурсов становится обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы Алтайского края, в том числе за счет формирования сбалансированного бюджета региона с максимальной концентрацией бюджетных ресурсов на реализацию национальных целей и мероприятий, а также осуществление взвешенной долговой политики.
На протяжении ряда лет Алтайский край входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами, а также в число регионов с минимальной долговой нагрузкой.
В марте 2020 года Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) Алтайскому краю впервые присвоен кредитный рейтинг A+(RU), прогноз "Стабильный". Ежегодно кредитный рейтинг, присвоенный Алтайскому краю, подтверждается. В июле 2023 года кредитный рейтинг Алтайского края также подтвержден.
Проведение сбалансированной долговой политики позволило привлечь в регион бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации 11 инфраструктурных проектов в размере 12,3 млрд рублей на максимально выгодных условиях - под 3% на 15 лет. Кредит предоставляется поэтапно в 2022 - 2024 годах (в 2022 году - 3,528 млрд рублей, в 2023 году - 4,164 млрд рублей, в 2024 году - 4,620 млрд рублей), объем внебюджетных инвестиций составляет 38,3 млрд рублей.
В 2023 году привлечены бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых в объеме 1,982 млрд рублей. Средства бюджетных кредитов в 2023 - 2024 годах предусмотрены на модернизацию коммунальной инфраструктуры, реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на конкурсной основе, строительство и реконструкцию котельных и приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Алтайский край характеризуется большим количеством муниципальных образований и их высокой дифференциацией по уровню социально-экономического развития, в том числе за счет неравномерного распределения налоговой базы и неналоговых поступлений по муниципалитетам, что усложняет задачу обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
По состоянию на 1 января 2023 года Алтайский край включает 694 муниципальных образования, в том числе 56 муниципальных районов, 4 муниципальных округа, 9 городских округов, 7 городских и 618 сельских поселений (по данным Росстата) и занимает 5 место в России по количеству муниципальных образований после Тюменской области, республик Татарстан, Башкортостан и Дагестан.
Четвертая часть налоговых и неналоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет Алтайского края, приходится на местные бюджеты. При этом около 40% от общего объема налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в местные бюджеты, приходится на административный центр Алтайского края - город Барнаул, 17% - на остальные городские округа. То есть более половины поступлений сосредоточены в 9 городских округах Алтайского края, которые составляют 1,3% от общего количества муниципальных образований Алтайского края.
Основным инструментом межбюджетного регулирования в условиях высокой дифференциации является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В целях совершенствования механизма выравнивания, обеспечения наиболее объективного учета факторов и условий, влияющих на бюджетную обеспеченность муниципальных образований, за период 2018 - 2022 годы актуализирована методика выравнивания:
с 2019 года введены новые коэффициенты удорожания, характеризующие расходные обязательства муниципальных образований, - коэффициент дифференциации заработной платы и коэффициент общей удаленности;
с 2021 года в доходном потенциале муниципальных образований учитываются отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований (в 2021 - 2023 годы предусмотрен переходный период учета отдельных неналоговых доходов).
Значительно увеличен объем средств, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных и городских округов. В 2023 году на указанные цели предусмотрено 2,4 млрд рублей, что в 2,4 раза выше уровня 2018 года. Количество получателей дотации увеличилось с 38 в 2018 году до 56 в 2023 году, или в 1,5 раза.
Регулирование бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Алтайском крае также осуществляется посредством закрепления дополнительных доходных источников за местными бюджетами в законе Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС "О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов".
С 2021 года на долговременной основе установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации: денежных взысканий (штрафов), предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Алтайского края.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов, дополнительно поступивших в бюджеты муниципальных образований в соответствии с законом Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС в 2022 году, составил 10,7 млрд рублей.
В целях повышения стабильности и предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов в Алтайском крае законодательно закреплено:
неснижение объема дотации муниципальному образованию по сравнению с ранее утвержденными законом о краевом бюджете объемами на соответствующий год;
утверждение на очередной финансовый год и на плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из краевого бюджета. При этом ранее утвержденные предельные уровни не подлежат изменению, что позволяет повысить прозрачность и предсказуемость планирования расходов муниципальными образованиями даже в случае роста доходного потенциала и уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
С 2017 года в Алтайском крае реализуется проект поддержки местных инициатив. Цель проекта - развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований Алтайского края, а также вовлечение граждан в решение вопросов местного значения.
За период 2017 - 2023 годы запланировано к реализации 2016 проектов общей стоимостью более 2,2 млрд руб., из них средства краевого бюджета - 1,5 млрд рублей. Общее количество благополучателей составит более 1,8 млн жителей края. Средства направляются на благоустройство территорий (обустройство детских, спортивных площадок, мест отдыха), ремонт объектов культуры, водоснабжения, освещения, дорог и тротуаров, объектов жилищно-коммунального хозяйства и прочие объекты.
Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году Алтайский край признан лучшим в Российской Федерации по организации сопровождения процесса инициативного бюджетирования, в 2020 году - по организации и внедрению системы управления практикой инициативного бюджетирования через Интернет.
Основными направлениями развития межбюджетных отношений являются стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований и увеличение собственного доходного потенциала, развитие инициативного бюджетирования.
В настоящее время в Алтайском крае реализуются следующие механизмы стимулирования муниципальных образований:
предоставление дотации на сбалансированность за рост отдельных видов налоговых и неналоговых доходов, выполнение показателей "дорожных карт" по культуре и дополнительному образованию;