Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 135 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2023, 18 апреля, N 05002011070).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 17 апреля 2023 г. N 135
(в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 19 декабря 2023 г. N 502)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Стратегические приоритеты
в сфере государственной программы Республики Дагестан
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния рыбохозяйственного комплекса
Республики Дагестан
Рыбная отрасль Республики Дагестан является одним из важных секторов экономики, включающим в себя несколько направлений деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в республике и за ее пределами.
Рыбохозяйственный комплекс республики представлен рыбодобывающими, рыбоводными, рыбоперерабатывающими предприятиями, портовым хозяйством и заводами по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Состояние и тенденции развития рыбохозяйственного комплекса в настоящее время характеризуются усилением конкуренции среди субъектов Российской Федерации, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов (далее - ВБР) Каспийского моря.
Основные направления развития рыбной отрасли в Дагестане определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, однако, несмотря на принятые нормативные акты, а также меры, направленные на улучшение работы всего рыбохозяйственного комплекса, основные вопросы рыбной промышленности остаются нерешенными (раздробленность производства (несогласованность действий добытчиков и переработчиков), износ производственных фондов (в том числе рыболовных судов), необходимой государственной поддержки, недостаточность собственных и кредитных оборотных средств).
Анализ современного состояния рыбохозяйственного комплекса республики позволяет определить, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию, являются недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой, а также отсутствие сформированных земельных участков для создания прибрежной инфраструктуры. Данные проблемы не позволяют максимально эффективно использовать природно-ресурсный потенциал республики.
Также на развитие рыбохозяйственного комплекса республики негативно влияют следующие факторы:
загрязнение воды - серьезная экологическая проблема, определяется наличием загрязняющих веществ в водных ресурсах, представляет опасность для ВБР. Загрязнение может быть результатом человеческой деятельности, например, побочным продуктом промышленности, или возникать естественным образом (радиоактивные изотопы, осадки или животные отходы);
отсутствие конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
увеличение объемов незаконного промысла ВБР и нелегального вывоза рыбной продукции;
неудовлетворительное состояние экологии Ачикольской и Аракумской системы озер, являющихся важными нерестово-выростными водоемами, участвующими в воспроизведении жизнестойкой молоди редких пород рыб;
уменьшение количества и скорости воспроизводства малочисленных и редких пород рыб (кутум, осетровые);
аварийное состояние основных фондов, отсутствие портальных кранов на пунктах сдачи рыбы, прошедших сертификацию, и другого технологического оборудования;
отсутствие развития кормовой базы и производства кормов;
дефицит высококвалифицированных специалистов в рыбной отрасли;
вывоз товарной рыбы за пределы региона (ведет к оттоку добавленной стоимости за пределы республики);
низкие налоговые поступления в отрасли;
низкий уровень переработки собственного сырья;
отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового флота и модернизации рыбоперерабатывающих производств;
отсутствие единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота;
отсутствует малотоннажный рыбопромысловый флот.
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан на долгосрочную перспективу и существующих основных проблем отрасли в Концепции развития рыбного хозяйства Республики Дагестан на период до 2030 года определяются цель развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, задачи и направления ее реализации.
В то же время запасы многих видов ВБР не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, килька и другие виды рыб). В водных экологических системах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными видами или видами, не имеющими промыслового значения.
Снизилось отечественное производство рыбной продукции, которая на российском рынке замещается импортными аналогами, отсутствует промышленное производство.
Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов привело к переориентации дагестанских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах и портах других субъектов Российской Федерации и снизило загрузку отечественных рыбоперерабатывающих организаций.
Значительно замедлились темпы обновления основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.
Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов, имеющие максимально высокие показатели энергоемкости. По своим техникоэксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. Также более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих баз - почти в 3 раза. Уменьшилось число производственных рефрижераторов, средне- и крупнотоннажных транспортных судов.
Численность рыбопромыслового флота, задействованного в промысле ВБР на сегодняшний день, составляет 23 единицы.
Система охраны ВБР и среды их обитания требует совершенствования.
Существенно возросли масштабы незаконного промысла ВБР и нелегального вывоза рыбной продукции за пределы Республики Дагестан. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов рыб.
Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности ВБР, наблюдается проблемы воспроизводства видов рыб, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью, Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. Значительно сокращается популяция эндемика среднего и южного Каспия - кутума.
Кроме того, функционирование рыбохозяйственного комплекса характеризуется крайне низким уровнем конкурентоспособности вырабатываемых региональными производителями товаров и услуг, а также определяется высоким уровнем рисков ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, в том числе значительными недоработками в нормативно-правовой базе отрасли, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низким уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности, недостаточным развитием инноваций, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса.
Потенциал республики в области рыболовства и в сфере товарной аквакультуры очень большой, однако многие естественные водоемы находятся в ненадлежащем состоянии и нуждаются в восстановлении.
Несколько лет назад обеспеченность рыбой в Дагестане составляла 7 проц., сегодня эта цифра поднялась до уровня 12 процентов. Если в 2015 году вылов рыбы составлял 4,6 тыс. тонн, в 2016 году этот показатель достиг 6,5 тыс. тонн, а по итогам 2022 года вылов рыбы составил 42,0 тыс. тонн (вырос в 9 раз к уровню 2015 года).
При этом природно-ресурсный потенциал Республики Дагестан позволяет ежегодно обеспечить добычу более 100 тыс. тонн ВБР и производство продукции аквакультуры - до 40 тыс. тонн товарной рыбы.
Килька каспийская обыкновенная добывается на Каспии почти повсеместно (подходит к берегам при температуре воды 6-14 °C, массовый лов ее производится во время нерестового хода). Запасы кильки в Каспии составляют 450-500 тыс. тонн, а рекомендуемый вылов определен в объеме 100 тыс. тонн.
Необходимо отметить, что основу промысловой базы составляет каспийская килька, которая используется преимущественно для производства консервов и рыбной муки. Общая доля ее в структуре вылова составляет более 80 процентов.
В настоящее время в Дагестане рыбохозяйственной деятельностью занимаются 150 предприятий, 60 из них имеют квоты на вылов ВБР.
По итогам 2022 года в республике достигнут лучший показатель по объему вылова ВБР за последние 20 лет и составил более 42,0 тыс. тонн, в том числе 33,7 тыс. тонн - вылов каспийской кильки.
Основным фактором, определившим рост объемов вылова ВБР, стало привлечение из других регионов рыбопромысловых судов.
Деятельность по добыче ВБР в республика осуществляют 93 рыбодобывающих предприятия. Лидерами по вылову каспийской кильки в республике являются ООО "Дагфлот", ООО "ССВ" и ООО "Дагтрал", располагающие рыбопромысловыми судами.
В соответствии с государственной программой Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан" на 2022 год запланированный объем вылова ВБР составлял 31,8 тыс. тонн. План добычи перевыполнен на 32 проц., что свидетельствует о значительном потенциале республики в области рыболовства.