1.5. Бюджетный потенциал. На протяжении последних лет основной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни горожан. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни горожан, их всестороннего развития, защиту их безопасности и обеспечение социальных гарантий.
Параметры собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2013 - 2022 годы имеют стабильную динамику роста.
Объем доходов бюджета городского округа за истекший период увеличился с 7,2 млрд. руб. в 2013 году до 19,9 млрд. руб. в 2022 году.
В 2023 году доходная часть бюджета городского округа утверждена в объеме 15,5 млрд. руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 6,0 млрд. руб.
Показатели исполнения расходной части бюджета характеризуются стабильной положительной динамикой.
Исполнение расходной части бюджета в 2022 году осуществлялось в программном формате на основании 12 муниципальных программ. Программное бюджетирование позволяет повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечить их большую прозрачность для жителей города и повысить эффективность расходования бюджетных средств, так как выделяемые ресурсы были направлены на достижение конкретных целей муниципальных программ, взаимоувязанных со Стратегией.
Расходная часть бюджета на 2023 год запланирована в объеме 17,8 млрд. руб. На реализацию мероприятий муниципальных программ в текущем финансовом году предусмотрено направить 16,5 млрд. руб., или 92,7% от общего объема расходов.
Основными целями бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Белгород" в 2023 году, с одной стороны, являются сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема доходов бюджетов, повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг, а с другой стороны, - поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.
Показатели, характеризующие бюджетный потенциал города Белгорода, отражены в таблице 21.
Таблица 21
Основные показатели бюджета городского округа "Город
Белгород" за 2013 - 2022 годы
N п/п | Наименование показателя, единица измерения | 2013 год | 2015 год | 2017 год | 2019 год | 2022 год | Темп прироста 2022 к 2013, % |
1. | Доходы бюджета городского округа, всего, млн руб., из них: | 7242,0 | 8887,2 | 9823,5 | 11352,0 | 19875,0 | 174 |
1.1 | налог на доходы физических лиц | 1642,1 | 1537,8 | 1260,9 | 1678,5 | 2816,0 | 71,5 |
1.2 | налоги на совокупный доход | 357,2 | 402,7 | 365,8 | 338,4 | 331,5 | -7,2 |
1.3 | налоги на имущество | 1177,2 | 1439,2 | 1503,2 | 1617,7 | 1855,2 | 57,6 |
1.4 | государственная пошлина | 43,3 | 80,1 | 145,7 | 69,7 | 68,7 | 58,7 |
1.5 | доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности | 467,1 | 748,5 | 798,6 | 549,4 | 649,2 | 39,0 |
1.6 | безвозмездные поступления | 3223,5 | 4476,4 | 5352,9 | 6779,8 | 13821,2 | 328,8 |
2. | Доходы бюджета городского округа в % к предыдущему году | - | 118,3 | 108,3 | 117,1 | 115,4 | - |
3. | Налоговые и неналоговые доходы городского округа, млн руб. | 4018,5 | 4486,8 | 4740,6 | 4572,2 | 6053,8 | 50,6 |
4. | Расходы бюджета городского округа, млн руб. | 7668,5 | 9095,7 | 10246,0 | 11448,0 | 19367,0 | 152 |
Доля расходов бюджета городского округа на, %: | |||||||
4.1 | общегосударственные вопросы | 5,1 | 6,0 | 3,9 | 3,8 | 3,3 | -35 |
4.2 | национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 1,4 | -6,7 |
4.3 | национальную экономику | 9,2 | 18 | 13,6 | 19,9 | 17,3 | 88 |
4.4 | жилищно-коммунальное хозяйство | 9,1 | 4,3 | 8,0 | 6,8 | 11,3 | 24 |
4.5 | образование | 48,4 | 48,2 | 51,1 | 47,4 | 43,9 | -9 |
4.6 | культуру, кинематографию и СМИ | 3,4 | 2,5 | 1,8 | 2,3 | 3,5 | 2,9 |
4.7 | социальную политику | 17,5 | 17,2 | 16,9 | 15,4 | 14,3 | -18 |
4.8 | здравоохранение, физическую культуру и спорт | 5,1 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,6 | -68,6 |
5. | Бюджетная обеспеченность (расходы местного бюджета) на одного жителя, тыс. руб. | 20,4 | 23,5 | 26,1 | 29,1 | 57,4 | 181,3 |
Муниципальная собственность. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета и имущественные права муниципального образования.
Одной из важнейших стратегических задач муниципальной политики в области развития местного самоуправления является эффективное использование муниципальной собственности, создание условий, способствующих обеспечению экономической и социальной справедливости среди различных групп населения города. Указанные цели достигаются путем сосредоточения земельных ресурсов и муниципального имущества у наиболее эффективных пользователей, привлечения инвестиций в различные секторы экономики города, стимулирования развития приоритетных отраслей бизнеса и обеспечения залоговой массы при льготном кредитовании.
Муниципальное имущество также обеспечивает исполнение основных задач органа местного самоуправления в области образования, социального обеспечения и используется для поддержки субъектов малого предпринимательства путем предоставления его в аренду, в том числе по специальным субсидированным ставкам.