Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью обеспечивается на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Еврейской автономной области (далее - область), формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций, создающих условия в рамках своих полномочий для формирования и развития данной системы и предпринимающих необходимые для этого меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера.
В настоящее время отмечается рост показателей инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решения.
По состоянию на 01.09.2023 численность инвалидов в области составляет 11312 человек, в том числе численность детей-инвалидов - 729 человек.
Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, злокачественные новообразования, психические расстройства.
Определяющими в формировании инвалидности у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) является одной из важнейших задач, затрагивающих права и интересы более 12 тыс. человек, проживающих на территории области.
В настоящее время в области наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги, и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Реабилитационные услуги инвалидам необходимо оказывать посредством проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования, службы занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями законодательства, организационно-методическими рекомендациями и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.
Основополагающим направлением комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью является медицинская реабилитация, которая осуществляется в три этапа.
При этом к третьему этапу объем медицинской реабилитации в комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, особенно имеющих низкий потенциал восстановления нарушений функций организма, несколько снижается и большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей лиц с инвалидностью в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Важнейшим показателем социальной адаптации лиц с инвалидностью является их трудоустройство и занятость. Система профессиональной реабилитации включает анализ рынка труда и наиболее востребованных на нем профессий, подготовку организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к обучению по данным профессиям, профессиональную ориентацию обучающихся и организацию их качественного, доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.
Вопросы сопровождения при содействии занятости инвалидов, включенные в статью 13.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и подзаконные акты, требуют развития альтернативных механизмов их реализации с активным включением в данные вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), общественных объединений инвалидов, а также волонтерского (добровольческого) движения.
Профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых лиц с инвалидностью с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации, построения образовательного маршрута.
Значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей с инвалидностью, играет ранняя помощь - комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, с целью комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности.