Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Тыва" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Тыва (с изменениями на 27 марта 2024 года)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Республика Тыва обладает значительным запасом уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, разнообразием животного и растительного мира и, вместе с тем, является регионом, развивающимся и активно использующим природные ресурсы, что обуславливает нагрузку на экосистему Республики Тыва.


К сфере реализации настоящей Программы отнесены вопросы обеспечения защиты населения от негативного воздействия вод, охраны лесов от пожаров и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в экологических ресурсах и полезных свойствах лесов, обеспечения рационального использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, защищенности населения республики от негативного воздействия объектов животного мира, снижения загрязнения окружающей среды и ресурсосбережения.


В настоящее время отмечается весьма неблагоприятная обстановка по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. С 2005 года Правительство Республики Тыва принимает все меры по устранению данной проблемы. Наводнения, летне-осенние паводки являются наиболее часто повторяющимися явлениями на территории Республики Тыва, которые наносят серьезный ущерб населению и экономике.


Принятие мер, направленных на повышение уровня безопасности имеющихся гидротехнических сооружений, позволит предотвратить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением дамб, дорог, нарушением электроснабжения и связи, а также затоплением территорий с расположенными на них жилыми, промышленными строениями и объектами инфраструктуры. Данные меры предполагаются к реализации в рамках подпрограммы 1 "Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на территории Республики Тыва".


В рамках подпрограммы 2 "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва" запланирована реализация мероприятий по созданию условий для снижения количества и площади лесных пожаров, увеличения оперативности их обнаружения и тушения.


Лесные пожары, ежегодно возникающие на территории республики, наносят существенный урон непосредственно лесному хозяйству, а также экономике и экологии республики. Поэтому важны своевременное обнаружение лесных пожаров и передача оперативной информации на начальной стадии развития пожара.


Профилактика вспышек массового размножения и распространения вредных организмов, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств, является одним из важных санитарно-оздоровительных мероприятий борьбы с ними. Наибольшую опасность для лесов Республики Тыва представляет сибирский шелкопряд. Среди болезней леса наиболее опасным является заражение почвы лесных питомников фузариозом.


Лесовосстановление предусматривает воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях. По данным государственного лесного реестра Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, не покрытые лесом земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, составляют 275,2 тыс. га, из них доступные земли, пригодные для лесовосстановления, - 63,5 тыс. га, в том числе для посадки лесных культур - 7,7 тыс. га.


В рамках подпрограммы 3 "Охрана и воспроизводство объектов животного мира в Республике Тыва" одной из ключевых задач, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития республики, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений, определено обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.


Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных и социальных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация Подпрограммы будет осуществляться применительно к сферам мониторинга численности объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, добычи (использования) для удовлетворения потребностей населения и экономики Республики Тыва.


Освоение лимитов добычи по основным видам охотничьих ресурсов находится на низком уровне и не превышает 30 процентов. В то же время численность многих охотничьих ресурсов далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий. Существенный разрыв между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной создают следующие основные факторы:


- высокая численность хищников, прежде всего волка (плотность волка в охотничьих угодьях республики превышает аналогичный показатель по стране более чем в 4 раза);


- высокий уровень браконьерства;


- низкий уровень качества осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания по причине недостаточного финансового и материально-технического обеспечения;