Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые тренды развития сельского хозяйства на территории Российской Федерации и Астраханской области


1. Автоматизация мониторинга состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения, а также исполнения полномочий по планированию использования земель сельскохозяйственного назначения, осуществление государственного и муниципального земельного контроля.


Создание региональных и федеральных государственных информационных систем о землях сельскохозяйственного назначения является трендом эффективного государственного управления в сфере АПК. Значительное количество регионов внедрили и успешно используют на сегодняшний день региональные государственные информационные системы о землях сельскохозяйственного назначения, что дает мультипликативный положительный эффект для развития сельскохозяйственного производства, предотвращения деградации и выбытия из сельскохозяйственного оборота земель, получения дополнительных налоговых и неналоговых доходов региональных и местных бюджетов. На федеральном уровне создан государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения.


2. Развитие "умного" сельского хозяйства.


"Умное" сельское хозяйство - это концепция, которая основана на использовании различных инновационных решений, позволяющих максимально автоматизировать сельскохозяйственную деятельность, повысить урожайность и улучшить финансовые показатели.


"Умные" технологии открывают большие перспективы для развития сельского хозяйства и становятся важным конкурентным преимуществом, связанным с автоматизацией трудоемких процессов, экономией ресурсов и точными прогнозами для принятия стратегически важных решений, что облегчает выполнение главной задачи сельского хозяйства - обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации, гарантируя при этом физическую, экономическую доступность безопасной пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни, для каждого гражданина страны.


3. Интенсификация отрасли животноводства.


Уровень интенсификации отрасли определяется степенью реализации генетического потенциала сельскохозяйственных животных, биологическими возможностями, от которых зависят удои и приросты. От уровня этих показателей, в свою очередь, зависит результативность использования средств производства.


С целью улучшения существующих пород животных, приобретения ими дополнительных хозяйственно полезных признаков в животноводстве постоянно проводится селекционно-племенная работа. Вместе с тем в настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики, в сельскохозяйственных организациях надой молока на одну корову в среднем составляет 1,2 - 1,5 тонны в год, тогда как продуктивность племенных животных достигает 3,5 - 5,0 тонны в год.


Значение интенсификации заключается не только в ускоренном наращивании объемов продукции, но и в повышении эффективности ее производства, с тем чтобы каждая полученная тонна мяса, молока обходилась с возможно меньшими затратами труда и материальных средств. При этом интенсификация отрасли животноводства, так же, как и перерабатывающей промышленности, предусматривает использование значительных топливно-энергетических ресурсов. Рост тарифов на электро-, газо- и водоснабжение отражается на себестоимости продукции и приводит к снижению эффективности товарного производства на фоне сдерживания потребительских цен на сельскохозяйственную продукцию.


Кроме того, необходимо пересмотреть и уточнить роль и значение подотрасли овцеводства и козоводства в АПК региона. Стабилизация и дальнейшее развитие данной подотрасли в современных условиях требует ее адаптации к внутреннему и внешнему рынкам. В условиях внедрения регулируемого рынка овцеводы должны рассматривать как необходимость более полное и рациональное использование кормовых и трудовых ресурсов для производства качественной, экологически чистой продукции. Перспективным направлением для сельскохозяйственных товаропроизводителей является увеличение экспорта продукции овцеводства.


4. Развитие экспорта продукции АПК.


Указом Президента Российской Федерации 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и АПК, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.


Одним из важнейших условий развития экспорта является возможность выхода на новые рынки. В рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК" предпринимаются действия по устранению существующих барьеров для экспорта и открытию новых рынков. В 2017 - 2018 годах проведено несколько десятков инспекционных визитов зарубежных аудиторов, что позволило продолжить экспортировать животноводческую продукцию в третьи страны и открыть доступ на новые зарубежные рынки сельскохозяйственной продукции.


Для решения поставленных задач на региональном уровне с 2019 года в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК" министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области приступило к реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК", ключевым результатом которого является наращивание объема экспорта продукции АПК.