Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые проблемы развития сельского хозяйства на территории Астраханской области


1. Высокая доля неиспользуемых земельных ресурсов (пашни).


Дальнейшее развитие растениеводства и наращивание мощностей зависит от активности вовлечения неиспользуемых земельных ресурсов в сельскохозяйственный оборот. В среднем по региону доля неиспользованной пашни составляет свыше 50%.


Основными причинами неиспользования наиболее ценных сельскохозяйственных угодий (пашни) является их принадлежность недобросовестному собственнику или арендатору, а также наличие так называемых невостребованных земельных долей в общей долевой собственности. Так, на территории Астраханской области ориентировочная площадь невостребованных земельных долей составляет около 118 тыс. га.


На сегодняшний день единственным механизмом вовлечения в оборот невостребованных земельных долей является признание права муниципальной собственности на указанные земельные доли, а на используемые по назначению земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся во владении недобросовестных пользователей могут быть вовлечены в сельскохозяйственный оборот только благодаря надлежащему осуществлению органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.


Вместе с тем любые мероприятия в отношении земель сельскохозяйственного назначения должны осуществляться при наличии достоверной и актуальной информации об их состоянии и использовании. Однако необходимые информационные ресурсы на территории региона не созданы и никогда не создавались, а в структуре органов исполнительной власти Астраханской области отсутствуют какие-либо подразделения.


В рамках национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "Комфортная и безопасная среда для жизни", "Достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство" предусмотрено решение проблемы опустынивания земель на территории Астраханской области. Последствия опустынивания земель в экологическом и экономическом отношении глобальные. Возникает угроза безопасности жизнедеятельности людей, риск продовольственной безопасности, уменьшается кормоемкость пастбищ и производительность сельского хозяйства, сокращается разнообразие видов и количества флоры и фауны, в целом нарушается оптимальное состояние экосистемы, происходит изменение климата.


Длительное неиспользование земельных ресурсов приводит к нарастанию негативных процессов на почве, таких как опустынивание, засоление, эрозия. Земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся указанным негативным процессам, становятся непригодными для выращивания сельскохозяйственной продукции и, соответственно, непривлекательными для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, что делает их введение в сельскохозяйственный оборот практически невозможным.


Вместе с тем с учетом климатических особенностей Астраханской области пастбища занимают площадь свыше 2,3 млн гектаров, что составляет около половины всей ее территории и во многом определяет состояние и перспективы дальнейшего развития животноводческой отрасли сельского хозяйства региона. По данным ученых и профильных специалистов, в настоящее время более 80% пастбищ деградированы и сбиты, 36% - подвержены ветровой эрозии и опустыниванию, 12% - засорены непоедаемыми растениями. Из общей площади деградированных пастбищ, подверженных ветровой эрозии и опустыниванию, площадь открытых песков составляет более 20 тыс. га. Главная причина опустынивания пастбищ заключается в нерациональной хозяйственной деятельности человека, которая на фоне неблагоприятных природно-климатических факторов привела к разрушению природной экологической системы.


Принимаемые в настоящее время меры по предотвращению деградации и опустынивания земель на федеральном и международном уровне не решают в полной мере проблемы.


Земли сельскохозяйственного назначения (пастбища) степных территорий региона, где требуется проведение мероприятий по комплексному закреплению песков, как правило, относятся к районному земельному фонду и предоставлены в длительную аренду различным лицам, которые в конечном итоге не заинтересованы вкладывать денежные средства в "чужую" собственность.


С учетом особенных климатических условий Астраханской области, которые характеризуются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, составляющих более 5 тыс. м/га3, а также поздними заморозками, сельское хозяйство Астраханской области ведется в зоне орошаемого земледелия, требующей дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов.


Следует отметить, что основные фонды оросительных систем в среднем по региону изношены более чем на 70%. Коэффициент полезного действия инженерных оросительных систем, построенных, как правило, до 1980 года, остается низким и составляет менее 0,65, что вызывает существенные потери воды. Потери воды в оросительной сети составляют 40 - 60% от величины водозабора на орошение.


Более 70% оросительных систем Астраханской области нуждается в проведении работ по модернизации, перевооружению и восстановлению. В исправном состоянии находится не более 50% широкозахватной дождевальной техники. Реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5 - 10% площадей от потребности. Проведение неотложных работ по реконструкции и ремонту орошаемых земель требуется на площади 125 тыс. га.


Кроме того, при выращивании сельскохозяйственных культур низкое содержание элементов питания в почвах требует внесения значительных объемов минеральных удобрений, высокая стоимость которых также отражается на себестоимости продукции. При этом треть урожая формируется за счет мобилизации почвенного плодородия. Несмотря на то, что объем вносимых минеральных удобрений на гектар посевной площади за последние годы значительно увеличился, вынос элементов питания из почвы с урожаем компенсирован лишь на 65%, что не в полном объеме удовлетворяет потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в минеральных удобрениях (35%).