1. Высокая степень износа основных производственных фондов.
Так, например, активная часть основных производственных фондов в судостроении имеет износ более 60%.
Данная проблема является и причиной неэффективной организации работ по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями. В результате удельная трудоемкость производства в российском судостроении в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2 - 2,5 раза больше, что подчеркивает необходимость модернизации судостроительных предприятий как одного из направлений реиндустриализации экономики.
2. Дефицит высококвалифицированных кадров.
Проблема дефицита высококвалифицированных кадров наблюдается в легкой промышленности и в судостроении.
Производители обуви (ООО "Дюна-Аст", ООО "Сардоникс", ООО АШФ "Дельта") имеют острую потребность в швеях. Учебными заведениями региона подготовка по профессии швея не ведется. Имеется опыт целевой подготовки группы по профессии "Портной" государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Астраханской области "Астраханский технологический техникум" для ООО АШФ "Дельта". Однако в связи с большим отсевом обучающихся во время учебы данная мера не закрывает проблему нехватки кадров. В сложившейся ситуации предприятиями также рассматривается вопрос привлечения иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья.
Рынок труда в судостроительной промышленности характеризуется нехваткой квалифицированных рабочих и кадров инженерных специальностей и является одним из значимых факторов, ограничивающих рост производства.
Предприятия судостроения испытывают потребность в сварщиках, судосборщиках, трубопроводчиках. При этом необходимо отметить, что потребность в кадрах на данных предприятиях изменяется в зависимости от текущего портфеля заказов. Кроме того, имеется проблема высокой миграции кадров среди российских судостроительных предприятий.
Крупными предприятиями судостроения вопрос недостатка кадров решается путем подготовки специалистов учебными центрами предприятий, в частности такой центр работает в АО "ЮЦСС".
3. Высокая доля импорта оборудования.
В последние годы в гражданском судостроении доля импорта судового комплектующего оборудования составляет от 70 до 90%. Российские производители по большинству позиций судового комплектующего оборудования неконкурентоспособны, основные поставки осуществляются из-за рубежа. Наиболее критическая ситуация сложилась в области производства энергетического оборудования (дизельные двигатели, дизель-генераторы, газотурбинные двигатели), кранов, вспомогательных механизмов, насосов, а также оборудования для нефтегазового сектора.
Данная ситуация усложнилась в связи с введением санкций европейскими странами - основными производителями судового оборудования. Необходимо найти новых поставщиков оборудования, что приведет к увеличению сроков строительства. Кроме того, для замены оборудования потребуется корректировка рабоче-конструкторской документации, что также увеличит сроки строительства.
Одним из направлений решения сложившихся проблем является ускоренная разработка российских проектов судов, при строительстве которых используется оборудование отечественного производства или оборудование производства дружественных стран. Примером такого проекта является заложенный 23.09.2022 обществом с ограниченной ответственностью "Стройлидерплюс" по заказу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт") земснаряд. Судно предназначено для проведения дноуглубительных работ в морской части Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Предприятия других отраслей обрабатывающих производств также имеют сложности в поставках импортного оборудования в связи с усложнением логистики поставок и, как следствие, увеличением стоимости и сроков поставки оборудования.