Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые проблемы развития туризма на территории Астраханской области


1. Отставание уровня развития туристской инфраструктуры Астраханской области от существующего туристского интереса к территории.


Развитие туристской инфраструктуры напрямую связано с развитием транспортной и дорожной инфраструктуры, поскольку автомобиль - наиболее популярный вид транспорта для путешествий самодеятельных туристов в Астраханскую область. Отсутствие современных автомобильных дорог, связывающих регион с другими субъектами Российской Федерации, а также недостаток сервисных объектов на существующих крайне негативно сказываются на привлечении туристского потока.


Вместе с тем остаются нерешенными вопросы обустройства смотровых площадок и туристских кемпингов на основных туристских маршрутах, в том числе на познавательных туристских маршрутах, в местах повышенного туристского интереса на территориях муниципальных районов, муниципальных округов Астраханской области. В результате отсутствия в регионе организованных автомобильных стоянок, кемпингов, зон отдыха, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил, значительно возрастает нагрузка на окружающую среду со стороны туристов.


(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 25.07.2024 N 477-П)


Сдерживающим фактором развития круизного направления отрасли в регионе является недостаточно развитая портовая инфраструктура.


В морском порту Астрахань отсутствует морской вокзал. Морской порт Астрахань имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Вместе с тем имеющаяся инфраструктура предназначена для оформления судов, экипажей и грузов. В пункте пропуска отсутствуют специализированные пассажирские терминалы для оформления пассажиров, прибывающих на международных круизных судах. Таким образом, для обеспечения транспортной доступности, удобства пассажиров, развития морского круизного сообщения в Астраханской области необходимо наличие морского пассажирского вокзала с пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации для обслуживания иностранных туристов на акватории морского порта Астрахань.


Речные туристические суда осуществляют швартовку у причалов 17-й пристани. Учитывая, что г. Астрахань является конечной точкой многих маршрутов речных пассажирских круизов, морской вокзал необходим также для обслуживания пассажиров внутреннего водного транспорта. Это позволило бы организовать эффективную работу пассажирских причалов и обеспечить привлекательные условия для захода российских и иностранных пассажирских судов.


Кроме того, в регионе на фоне значительного числа средств размещения, учреждений культуры, культурно-исторического наследия имеется дефицит объектов досуга и развлечений (аквапарки, центры семейного отдыха, тематические парки), что требует привлечения инвестиций в досугово-развлекательную инфраструктуру.


Не менее важным вопросом является недостаточность инфраструктуры санаторно-курортного комплекса Астраханской области. Создание новых объектов лечебно-оздоровительного туризма и рекреации, в том числе в рамках реализации крупных региональных инвестиционных проектов, значительно повысит доступность данного вида отдыха в Астраханской области и повлияет на достижение национальных целей Российской Федерации на период до 2035 года в части повышения ожидаемой продолжительности жизни за счет оздоровления населения.


2. Недостаточный уровень сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников отрасли.


Недостаточное качество обслуживания потребителей во всех секторах туристской индустрии является проблемой, требующей пристального внимания не только владельцев бизнеса, но и органов государственной власти Астраханской области.


Поскольку количество иностранных туристов в Астраханской области остается на низком уровне, необходима модернизация туристской инфраструктуры, в том числе путем информационного сопровождения туризма и адаптации туристского продукта и услуг как гостиничных, так и экскурсионных.


Показателем уровня сервиса гостиницы является категория, присвоенная в соответствии с Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 (далее - Положение о классификации гостиниц).


По состоянию на 01.01.2022 из всех средств размещения региона, подлежащих категорированию, процедуру классификации на категории "звезды" прошло 32,7% коллективных средств размещения, при этом обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества услуг, декларируемых Положением о классификации гостиниц, является приоритетом, напрямую влияющим на туристическую привлекательность региона.