1. Образовательная среда не полностью соответствует запросам родителей и детей.
В настоящее время образовательные организации ориентируются скорее на экономию материальных и кадровых ресурсов, чем на улучшение качества образовательного процесса с учетом требований родителей и самих обучающихся к уровню комфорта, роли и распространенности современных информационных технологий в образовании.
2. Недостаточный уровень технической оснащенности образовательных учреждений.
Несмотря на проводимую в регионе работу по созданию и обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (создание с 2019 года 35 современных мастерских на базе 9 организаций за счет средств бюджета Астраханской области и федерального бюджета в рамках национального проекта "Образование"), остается актуальным вопрос о продолжении модернизации региональных колледжей и техникумов. Это позволит внедрить в учебный процесс новое учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование и подготовить востребованных специалистов в соответствии с потребностью регионального рынка труда, что повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
3. Высокая степень износа зданий, необходимость капитального ремонта.
В Астраханской области свыше 20% зданий общеобразовательных организаций были построены более 80 лет назад. В 60% зданий капитальный ремонт не проводился на протяжении последних 20 лет. Во многих зданиях несущие конструкции функционируют с повышенной нагрузкой: грунты в ряде местностей Астраханской области характеризуются подвижностью, что приводит к критическим нагрузкам на фундаменты и вызывает нарушения несущих конструкций, в результате чего здания признаются непригодными к эксплуатации.
В 70% зданий и общежитий образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, требуется проведение текущего и (или) капитального ремонта. Имеющиеся условия обучения и проживания студентов не в полной мере соответствуют современным требованиям. Комфортные условия проживания и качественная образовательная среда являются одними из факторов повышения привлекательности образовательных организаций и региона в целом.
4. Неполный переход общеобразовательных организаций на односменное обучение.
Низкие темпы строительства (реконструкции, перепрофилирования) зданий образовательных организаций в регионе на протяжении последних 30 лет и положительная демографическая динамика привели к значительной доле детей, обучающихся во вторую смену. Так, в настоящий момент 20,6% астраханских школьников обучается во вторую смену. Это оказывает непосредственное влияние на качество предоставляемых образовательных услуг и на эффективность восприятия детьми учебных программ.
Организация образовательного процесса в одну смену позволит существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно обеспечить обучающихся обязательной внеурочной деятельностью в рамках основной образовательной программы, создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам.
5. Низкая степень реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся.
Система регионального образования ориентирована на использование традиционных форм организации учебной деятельности. Преобладание классно-урочной системы объясняется высоким уровнем ее комфортности для педагогов. Как правило, это соответствует структуре сформированных компетенций и специфике компетентности в целом.
Построение индивидуальных траекторий в свою очередь обуславливается высокой интеграцией в учебный процесс и проектированием образовательной среды в целом с использованием цифровых средств при соответствующей методологической обоснованности. Однако к последнему пока не готовы ни педагоги, ни система в целом.
6. Недостаточный уровень внедрения цифровых технологий организации учебной деятельности и коммуникаций в практику деятельности образовательных организаций.