Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые проблемы развития образования на территории Астраханской области


1. Образовательная среда не полностью соответствует запросам родителей и детей.


В настоящее время образовательные организации ориентируются скорее на экономию материальных и кадровых ресурсов, чем на улучшение качества образовательного процесса с учетом требований родителей и самих обучающихся к уровню комфорта, роли и распространенности современных информационных технологий в образовании.


2. Недостаточный уровень технической оснащенности образовательных учреждений.


Несмотря на проводимую в регионе работу по созданию и обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (создание с 2019 года 35 современных мастерских на базе 9 организаций за счет средств бюджета Астраханской области и федерального бюджета в рамках национального проекта "Образование"), остается актуальным вопрос о продолжении модернизации региональных колледжей и техникумов. Это позволит внедрить в учебный процесс новое учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование и подготовить востребованных специалистов в соответствии с потребностью регионального рынка труда, что повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


3. Высокая степень износа зданий, необходимость капитального ремонта.


В Астраханской области свыше 20% зданий общеобразовательных организаций были построены более 80 лет назад. В 60% зданий капитальный ремонт не проводился на протяжении последних 20 лет. Во многих зданиях несущие конструкции функционируют с повышенной нагрузкой: грунты в ряде местностей Астраханской области характеризуются подвижностью, что приводит к критическим нагрузкам на фундаменты и вызывает нарушения несущих конструкций, в результате чего здания признаются непригодными к эксплуатации.


В 70% зданий и общежитий образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, требуется проведение текущего и (или) капитального ремонта. Имеющиеся условия обучения и проживания студентов не в полной мере соответствуют современным требованиям. Комфортные условия проживания и качественная образовательная среда являются одними из факторов повышения привлекательности образовательных организаций и региона в целом.


4. Неполный переход общеобразовательных организаций на односменное обучение.


Низкие темпы строительства (реконструкции, перепрофилирования) зданий образовательных организаций в регионе на протяжении последних 30 лет и положительная демографическая динамика привели к значительной доле детей, обучающихся во вторую смену. Так, в настоящий момент 20,6% астраханских школьников обучается во вторую смену. Это оказывает непосредственное влияние на качество предоставляемых образовательных услуг и на эффективность восприятия детьми учебных программ.


Организация образовательного процесса в одну смену позволит существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно обеспечить обучающихся обязательной внеурочной деятельностью в рамках основной образовательной программы, создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам.


5. Низкая степень реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся.


Система регионального образования ориентирована на использование традиционных форм организации учебной деятельности. Преобладание классно-урочной системы объясняется высоким уровнем ее комфортности для педагогов. Как правило, это соответствует структуре сформированных компетенций и специфике компетентности в целом.


Построение индивидуальных траекторий в свою очередь обуславливается высокой интеграцией в учебный процесс и проектированием образовательной среды в целом с использованием цифровых средств при соответствующей методологической обоснованности. Однако к последнему пока не готовы ни педагоги, ни система в целом.


6. Недостаточный уровень внедрения цифровых технологий организации учебной деятельности и коммуникаций в практику деятельности образовательных организаций.