Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые проблемы развития жилищной сферы на территории Астраханской области


1. Низкий уровень покупательского спроса на жилье.


На территории Астраханской области на первичном рынке жилья насчитывается около 162 тыс. м2 нереализованных квартир в введенных и планируемых к вводу в эксплуатацию жилых домах, что составляет 35% от общего продаваемого жилья на рынке.


Причинами сложившейся ситуации являются кризисная экономическая ситуация, снижение платежеспособности населения, увеличение процентной ставки по ипотечному кредитованию до 10,9%, в связи с чем в 2022 году произошло снижение количества продаваемого жилья.


В целом строительный комплекс региона ввиду значительного увеличения стоимости 1 м2 на первичном рынке находится в достаточной активности, о чем говорит ежегодное увеличение объема ввода жилья. При этом в Астраханской области наблюдается отрицательный миграционный прирост, отсутствуют крупные опорные точки прироста населения ввиду отсутствия крупных производств.


2. Низкий уровень доступности использования ипотечного кредитования для улучшения жилищных условий.


Не все категории граждан могут позволить себе улучшить жилищные условия с использованием ипотечных займов, в первую очередь это связано с высоким уровнем средней процентной ставки по ипотечному жилищному кредитованию, а также значительным увеличением стоимости 1 м2 на первичном рынке и необходимостью внесения первоначального взноса. Граждане зачастую не в состоянии погасить взятые на себя обязательства по кредитным договорам за счет собственных средств.


Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Банк ДОМ. РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, право на получение кредита (займа) возникает у граждан Российской Федерации при рождении у них начиная с 01.01.2018 и не позднее 31.12.2022 второго и (или) третьего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации.


При этом субсидии предоставляются по кредитам (займам), кредитный договор (договор займа) по которым заключен начиная с 1 января 2018 года, со дня предоставления кредита (займа) гражданам Российской Федерации в течение 3 лет в связи с рождением у гражданина с 01.01.2018 по 31.12.2022 второго ребенка, в течение 5 лет - в связи с рождением у гражданина с 01.01.2018 по 31.12.2022 третьего ребенка, в течение 8 лет - в связи с рождением у гражданина с 01.01.2018 по 31.12.2022 не менее двух детей, в том числе одновременно.


Таким образом, не все семьи с детьми могут воспользоваться данной государственной поддержкой.


3. Реновация жилого фонда.


На территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань" существуют микрорайоны, имеющие жилищный фонд, куда входят многоквартирные дома с количеством этажей не более 5, возведенные по типовым проектам в 1960-е годы с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий (многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения), со сроком эксплуатации 35 лет.


Указанные многоквартирные дома проектировались без расчета на их капитальный ремонт, который при его выполнении не приведет к качественному изменению характеристик жилья и повышению комфортности проживания. Вместе с тем в многоквартирных домах первого периода индустриального домостроения, возведенных по типовым проектам, имеются конструктивные недостатки. В значительном количестве в таких домах отсутствуют подвальные помещения и доступ к коммуникациям, что наряду с высоким износом конструкций приводит к невозможности их капитального ремонта. В частности, при аварийных протечках нет открытого доступа к инженерным коммуникациям.


В результате модернизация инженерной инфраструктуры в таких домах практически невозможна. Это подтверждает необходимость реализации программы реновации жилого фонда, основной целью которой является предотвращение возникновения аварийного жилья за счет ликвидации ветхого, с использованием бюджетных средств и внебюджетных источников.


4. Расселение многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными, являющихся памятниками архитектуры и относящихся к объектам культурного наследия.