Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (с изменениями на 25 июля 2024 года)



Ключевые тренды развития образования на территории Российской Федерации и Астраханской области


1. Спрос на специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и новых естественно-научных направлений на рынке труда.


Рост экспорта российских ИТ-услуг и цифровых продуктов, переход российских компаний на новое программное обеспечение и внедрение новых инструментов автоматизации сохранит у работодателей потребность в квалифицированных ИТ-кадрах.


2. Цифровизация образования.


Наблюдается рост онлайн-решений в образовании посредством внедрения массовых открытых онлайн-курсов и развития смешанной педагогики, включающей в себя как онлайн-, так и офлайн-обучение. Цифровые решения позволяют оптимизировать процесс оценки и фиксации достижений, процессы в управлении учебными заведениями и прочее.


3. Индивидуализация образования.


В контексте образования индивидуализация представляет собой персонализацию образовательных траекторий, то есть формирование индивидуальных траекторий обучения под запросы потенциальных заказчиков. Это связано с ростом числа школьников/студентов, которые могут сформулировать свои цели обучения и необходимый набор компетенций; растет спрос со стороны работодателей на специалистов, обладающих определенным и подтвержденным набором компетенций, предлагаются индивидуализированные образовательные продукты, отвечающие запросам обучающихся и работодателей.


4. Ранняя профориентация детей.


В сфере образования в последнее время уделяется значительное внимание вопросу профориентации детей, в частности реализации нового проекта "Билет в будущее". Данный проект основан на цифровой платформе и будет ориентирован на профориентацию учащихся 6 - 11-х классов. В качестве проектов, способствующих ранней профориентации детей в Российской Федерации, можно также отметить технопарки "Кванториум" и образовательный центр "Сириус".


5. Глобализация образования.


Постепенное формирование глобального рынка труда посредством развития международных стандартов найма и повышения мобильности трудовых ресурсов предъявляет новые требования к системе образования, а распространение международных провайдеров образования (с помощью MOOC-платформ) на национальные рынки лишь ускорило процесс переформатирования образовательных процессов. Система образования теперь должна готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке в целом, способных работать в мультикультурных и мультиязычных средах, а также владеть языком междисциплинарного общения.


6. Рост значимости непрерывного образования.


В современном мире, когда многие профессии устаревают менее чем за 10 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в развитых странах превышает 80 - 90 лет, профессионал за время своей карьеры проходит несколько циклов подготовки - реализации навыков. Быстрая смена информационного и технологического фона приводит к тому, что образование становится постоянным, сопровождая человека всю его жизнь, формируя феномен всевозрастного образования.


7. Создание современной системы оценки качества среднего профессионального образования с внедрением механизма государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.


Демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и выпускников по программам высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с требованиями работодателей.