Динамика ключевых показателей развития цифровой экономики в Астраханской области в 2014 - 2021 годах
Наименование показателя | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
Уровень удовлетворенности граждан Астраханской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг от числа трудоспособного населения, % | 78,2 | 79,4 | 80,5 | 86,1 | 92,3 | 94,5 | 93 | 94 |
Количество государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде на региональном портале, единиц | - | - | - | - | - | 1219 | 1361 | 1593 |
"Цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений, % | - | - | - | - | - | - | - | 36,1 |
Доля населенных пунктов Астраханской области с возможностью доступа к мобильному интернету стандарта не ниже 4G, % | - | - | - | - | - | - | - | 62 |
Доля населенных пунктов с возможностью подключения жителей к высокоскоростному интернету на скоростях не ниже 50 Мбит/с, % | - | - | - | - | - | - | - | 58,3 |
Доступность единой мультисервисной телекоммуникационной сети, % | - | - | - | - | - | 99 | 99 | 95 |
Информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности государственных органов и государственных организаций во всем мире. Их внедрение позволяет не только повысить производительность труда конкретного служащего на своем рабочем месте, но и качественно изменить порядок взаимодействия государственного органа с населением, значительно упростив и ускорив процедуры обращения за получением государственных услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" цифровая трансформация определена национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В Астраханской области создана благоприятная среда для развития цифровой экономики. Цифровизация дает возможность повысить качество предоставления государственных услуг и услуг связи, обеспечить поэтапный переход к единой вычислительной и информационно-коммуникационной инфраструктуре, соответствующей установленным требованиям безопасности.
Организации отрасли связи демонстрируют устойчивую тенденцию к расширению спектра предоставляемых для населения услуг. Операторами отрасли связи оказывается более 80 видов услуг населению, ежегодно повышается технологичность и качество их предоставления.
Продолжается развитие и модернизация сети предоставления услуг сотовой связи и мобильного интернета. Операторами сотовой связи используется более 2200 базовых станций, что обеспечивает практически 100-процентное покрытие территории населенных пунктов области голосовыми сервисами (стандарт 2G).
В зону покрытия мобильной связи форматов 3G и 4G, позволяющих осуществлять подключение к сетям мобильного интернета, входит более 90% населенных пунктов Астраханской области.
В 2021 году проведены волоконно-оптические линии связи в 24 населенных пункта Астраханской области, в результате чего данный тип технологий доступен в 58,3% населенных пунктах региона.
Для обеспечения конструктивного диалога между гражданами и органами государственной власти в регионе активно используется портал органов власти Астраханской области (www.astrobl.ru) и интернет-приемная Правительства Астраханской области. Данный портал и интернет-приемная работают по принципу открытости информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Портал, представляющий единую точку доступа ко всем существующим информационным ресурсам, является одним из наиболее эффективных и современных каналов политической коммуникации, обеспечивающий открытость власти на региональном уровне. Все электронные обращения регистрируются в единой системе электронного документооборота, которая интегрирована с интернет-приемной. Реализация данного процесса сокращает время регистрации обращений, дает возможность оперативно реагировать на жалобы, заявления и предложения.
Жители Астраханской области являются активными интернет-пользователями, развивается система оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Населением заказано около 13,9 млн государственных и муниципальных услуг, при этом 11,8 млн государственных и муниципальных услуг оказано в электронной форме, что составляет 84,8% от общего числа услуг, заказанных в регионе. Наиболее востребованными остаются услуги в социальной сфере, здравоохранении и образовании.
Правительством Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области продолжена работа по повышению доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, что позволяет заменить традиционные бумажные справки и запросы, ускорить предоставление услуг и повысить удобство их получения.
Ежегодно проводится модернизация информационной системы "Платформа межведомственного взаимодействия Астраханской области" для обеспечения улучшения качества оказания государственных и муниципальных услуг, интеграции с новыми видами сведений и информационными системами, а также перевода сервисов СМЭВ 2.0 на формат СМЭВ 3.0. По данным статистики, в 2021 году Астраханской областью было направлено в среднем около 85 тыс. запросов на 1000 жителей.
В 2019 году введена в эксплуатацию новая версия регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области, технологически объединившая две ранее разделенные подсистемы - портальную часть с описанием всех услуг и личный кабинет. Это позволило упростить процедуры автоматизации государственных и муниципальных услуг, администрирование и настройку существующего функционала, а соответственно увеличило доступность и качество оказания государственных и муниципальных услуг на портале. В 2021 году на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области размещена информация о 1593 услугах и функциях, из них 439 услуг доступны для получения в электронной форме.
В 2021 году проводились работы по переводу в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг (далее - МСЗУ) с использованием Платформы государственных сервисов (далее - ПГС) и единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ). Ключевой целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, - увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 году.