Эффективным средством для формирования человека будущего, владеющего полным набором необходимых ему свойств и качеств, является художественное образование или образование в области искусств. Республиканский проект "Музыка для всех", инициированный первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым в 2013 году, на практике показал, как можно внедрить всеобщее музыкальное обучение в общеобразовательных школах. Наилучшей базой для внедрения в практику второго Десятилетия проекта "Музыка для всех" принципов и положений по совершенствованию художественного образования и повышению его общественной роли является музыкальное и хореографическое образование благодаря:
исключительному влиянию музыкально-образовательной деятельности и хореографического образования на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей и подростков;
традиционно высокой распространенности музыкального и хореографического образования в обществе, наличию соответствующей инфраструктуры в системе дополнительного образования - музыкальных и хореографических отделений школ искусств, хоровых, танцевальных и балетных студий, кружков, творческих лабораторий;
глубинным связям музыки и музыкального образования, хореографии и хореографического образования с традиционной национальной культурой народов Якутии.
За первое десятилетие деятельности проект признан на государственном уровне, создана нормативная правовая база, сформирована структура управления. Учреждены восемь музыкальных кластеров - Городской, Центральный, Заречный, Южный, Вилюйский, Верхоянский, Оленекский, Колымский, зарегистрированы две региональные общественные организации "Союз педагогов-музыкантов Республики Саха (Якутия)" и "Союз музыкантов Якутии", изданы 20 номеров журнала "Музыка для всех", альбомы "Звучащая Якутия", "Вехи проекта "Музыка для всех". Вышло пять сборников, основанных на опыте работы музыкальных руководителей детских садов, преподавателей детских школ искусств, учителей музыки, выступлениях и статьях участников международных конгрессов. В Республике Саха (Якутия) создана музыкальная среда через вовлечение детей и взрослое население в концертно-творческую деятельность: школьные филармонии, музыкальные спектакли, фестивали, конкурсы, олимпиады ("Музыкальная семья", "Музыкальный эрудит", "Конкурсы хоров"). Внедрены новые формы работы: "Пятая четверть", "Каникулы с музыкой", "Музыка в детских садах". Активизировалась исследовательская работа по ранней методике обучения детей музыке, образовательная деятельность на всех уровнях: проведены четыре международных конгресса, два международных конкурса "Розовая чайка", форумы учителей музыки, дополнительного образования научно-практические конференции, мастер-классы, творческие лаборатории.
За последние семь лет работы проекта с 2017 по 2022 годы вырос охват образовательных учреждений, реализующих проект "Музыка для всех", учреждений дополнительного образования, дошкольных учреждений. По данным Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) процент охвата образовательных учреждений за семь лет вырос с 64 до 78 процентов, учреждений дополнительного образования - с 29 до 50 процентов, на 50 процентов вырос охват учителей музыки курсами повышения квалификации. За период с 2016 по 2022 годы увеличилось количество общеобразовательных школ, оснащенных кабинетами музыки, музыкальными инструментами. Учащиеся школ стали активнее вовлекаться в республиканские мероприятия - музыкальные конкурсы, фестивали, викторины как республиканского, так и российского уровня, также выросло количество вокальных, музыкальных и фольклорных детских коллективов в Республике Саха (Якутия). Общеобразовательные учреждения Республики Саха (Якутия) работают по образовательным программам Э.Б. Абдуллина, И.М. Красильникова, авторским проектам, которые нашли применение в образовательной практике школ и дополнительных образовательных учреждений. Преподаватели музыки имеют возможность системно проходить курсы и повышать свою квалификацию, что также ведет к положительным результатам реализации проекта "Музыка для всех". Количественно-качественные показатели данных параметров приведены в приложении к настоящей Концепции.