Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Управление муниципальным имуществом


По состоянию на 31 декабря 2022 года муниципальная казна города Иркутска содержит 23 283 объекта недвижимости, 30 393 объекта движимого имущества, 6 пакетов акций акционерных обществ. Основные активы - земельные участки, жилой и нежилой фонд, автомобильные дороги и инженерные коммуникации. Под управлением города также находится 280 муниципальных учреждений. Среди акционерных обществ нет ни одного, которое бы приносило городу значимый доход, в основном в форме АО созданы подведомственные институты развития, которые реализуют политику органов администрации города Иркутска.


Город ведет активную работу по регистрации в муниципальную собственность объектов имущества, собственность на которые не разграничена. В 2022 году так было добавлено 3 082 объекта недвижимости. Проблемой в этой области является передача на баланс города объектов инженерной инфраструктуры, которые оказались бесхозными после технического присоединения жилых и коммерческих объектов. Содержание таких объектов убыточно для города, также они требуют времени на оформление их в собственность.


Доходы бюджета от использования и продажи имущества в 2022 году составили 719,8 млн рублей, из которых 398,3 млн рублей пришлись на аренду земельных участков и помещений, включая доходы от аренды земельных участков в муниципальной собственности - 97,7 млн рублей, земельных участков, собственность на которые не разграничена, - 216,7 млн рублей, земельных участков под объектами недвижимого имущества - 8,3 млн рублей, и 227,6 млн рублей составили доходы от продажи имущества, из них от продажи нежилых помещений - 61,2 млн рублей, земельных участков под объектами недвижимости - 35,7 млн рублей, земельных участков - 62,5 млн рублей.


Город фактически завершил работу по межеванию территории и активно участвует в процессах оценки ее кадастровой стоимости. Это позволяет в отдельных случаях увеличивать налоговую базу земельного налога, в других, напротив, не допускать значительного ее повышения ради сохранения инвестиционной привлекательности земельных участков.


Федеральный закон о местном самоуправлении обязал муниципалитеты оставлять на балансе только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий. Поэтому город активно реализовывал программу приватизации, и в настоящее время ее ресурс как доходного источника бюджета практических исчерпан. На балансе города не осталось свободной недвижимости, которая бы не требовала капитального ремонта и могла бы быть использована под коммерческие или социальные проекты. Ресурс свободных земельных участков также практически исчерпан, за исключением ряда переданных Министерством обороны РФ территорий в северной части города в Ленинском районе.


2 сентября 2021 года Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2424-р утвержден Национальный план "дорожная карта" развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы. Положения данного плана содержат рекомендации органам местного самоуправления в части муниципального имущества:


- в срок до 1 января 2024 года определить состав муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления;


- в срок до 31 декабря 2025 года обеспечить приватизацию либо перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления.


Потенциальным ресурсом городского развития могут стать деревянные жилые дома в историческом центре города, которые после выполнения программы расселения аварийного жилья, жилья с высокой степенью износа переходят в муниципальную собственность. У города Иркутска есть уникальный опыт сохранения объектов деревянного зодчества через превращение их в инвестиционно-привлекательные проекты. Для этих целей городом создано специальное Агентство развития памятников Иркутска, на баланс которого передаются деревянные дома после их перевода из жилых в нежилые помещения. По каждому дому разрабатывается проект реконструкции, который учитывает все охранные обязательства, затем он передается инвесторам по ценам значительно ниже рыночных. Дома сохраняют архитектурный облик, а в них открываются рестораны, гостиницы, магазины и другие подобные объекты, которые делают центр города привлекательным для туристов и его жителей. В центральной части города в настоящее время осталось еще несколько сотен домов, которые могут быть отреставрированы по этой или схожей модели.


Ключевые вызовы для Иркутска в сфере управления имуществом:


Как повысить эффективность управления городским имуществом (новые информационные системы, геопортал)?


Какой портфель участков и активов необходим для выполнения муниципальных полномочий и реализации стратегии развития, а какие могут быть переданы в частную собственность?