Еще одним важным механизмом достижения стратегических целей является вовлечение в стратегические проекты представителей некоммерческого сектора, общественных объединений, бизнес-ассоциаций. В первую очередь их участие повышает качество реализации проектов, так как за время своей деятельности НКО накапливают значительный опыт и способны формулировать решения узкоспециализированных вопросов или работать в интересах уязвимых групп населения, предоставляя эффективные решения их проблем.
В некоммерческом секторе можно выделить следующие ключевые группы:
- социально ориентированные некоммерческие организации;
- отраслевые бизнес-ассоциации;
- экологические организации;
- спортивные ассоциации;
- военно-патриотические клубы;
- профессиональные ассоциации (архитекторы, урбанисты, дизайнеры);
- органы территориального общественного самоуправления;
- национальные центры и культурные объединения.
Механизмами работы с НКО могут быть как грантовые программы, включение представителей НКО в рабочие группы и экспертные советы по направлениям развития города, организационная и финансовая поддержка реализуемых проектов некоммерческого сектора, разработка совместных проектов, например, благотворительных, которые финансируются за счет пожертвований граждан.
Еще одним немаловажным механизмом реализации стратегии являются проекты, направленные на участие граждан в принятии решений о городском развитии, которые включают в себя различные инструменты получения обратной связи в виде коммуникации через городские порталы и сервисы, общественные слушания по ключевым проектам, инструменты инициативного бюджетирования и другие подобные решения. Ключевая цель задействования механизмов общественного участия в реализации стратегии - повысить удовлетворенность граждан реализацией проектов развития города и выявить проблемы. Необходимо выстроить прозрачный и структурированный механизм, с помощью которого граждане и организации могли бы направлять предложения и инициативы в сфере городского развития.