Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Уровень жизни населения


Удельные доходы населения города Иркутска росли последние шесть лет, значительно опережая инфляцию (Таблица 7).


Таблица 7 - Среднемесячные налогооблагаемые доходы и

социальные выплаты в Иркутске с учетом полного круга

организаций, тыс. руб. на одного получателя

Год

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Среднемесячные налогооблагаемые доходы и социальные выплаты в Иркутске с учетом полного круга организаций, тыс. руб. на одного получателя

30,1

33,7

38,0

43,1

49,5

55,0


Средний размер дохода в 2022 году в 4,3 раза превышал региональный прожиточный минимум, но по соотношению стоимости жизни и доходов Иркутск тем не менее уступает Москве, где этот показатель равен 4,8, но при этом сопоставим с Санкт-Петербургом.


83% доходов приходились на налогооблагаемые доходы, включая доходы предпринимателей, и 17% - на пенсии и социальные пособия. Среди налогооблагаемых доходов большая часть приходится на заработную плату наемных работников.


Возможностью для заработка населения становится появление и распространение цифровых платформ, которые позволяют выполнять различные услуги, минимизируя затраты на поиск клиентов.


Средний размер пенсии в Иркутской области в 2022 году составил 20 470 руб. и опередил прожиточный минимум, установленный для пенсионеров, более чем на 60%. В 2022 году в Иркутске проживало более 180 тысяч пенсионеров.


Уровень бедности рассчитывается на уровне региона - в 2022 году 14,9% населения имели доходы ниже установленной границы бедности, который с 2021 года рассчитывается путем индексации на уровень инфляции стоимости потребительской корзины за 2020 год. Для города, где среднедушевые доходы выше, чем на территории области, этот показатель несколько ниже. Согласно Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, уровень бедности в стране должен быть сокращен к 2024 году до 9,6%.


В категорию бедных попадают преимущественно семьи с детьми, в которых один из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком, а также учащиеся высших и средних учебных заведений. На границе бедности часто оказываются инвалиды и граждане, получающие пенсию по потере кормильца, так как официальный размер назначенных пенсий оказывается ниже границы бедности.


Иркутская область относится к регионам с относительно небольшой дифференциацией доходов населения. Медианный доход на 24% ниже среднего, по России в целом этот показатель больше 33%. Доход 20% самых малообеспеченных слоев населения в 6 раз меньше, чем 20% самых обеспеченных, по России - в 9 раз.


Более 100 тысяч иркутян имеют среднедушевой доход, превышающий средний по городу, их можно отнести к среднему классу, который формирует основной спрос на сектор услуг. Более 90 млрд рублей, или 145 тысяч рублей на душу населения, по данным Центрального банка Российской Федерации, жители Иркутска держат на депозитах в банках.


В структуре расходов населения городских округов Иркутской области 80% приходится на потребительские расходы, остальное - на обязательные платежи, включая выплаты по кредитам и налоги. Среди потребительских расходов наибольшая доля приходится на непродовольственные товары. При этом 29% домохозяйств тратят на продукты питания больше половины от всех потребительских расходов.


Население города Иркутска в большей степени, чем в других городах, прибегает к заимствованиям: использование кредитов, без учета кредитных карт, находится на уровне 37%, в то время как в среднем по России этот показатель составляет 32%.


Ключевой угрозой для доходов населения является реализация макроэкономических рисков, вызванных усилением внешнеторговых ограничений против Российской Федерации. Экономика Иркутской области и города Иркутска в значительной степени зависит от добывающего сектора, на который приходится более 30% валового регионального продукта. Основные санкции были введены против нефтегазового, металлургического, угольного и деревообрабатывающего комплексов, которые составляют основу экономики региона.