Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Общее образование детей


В системе общего образования в городе Иркутске в 2022 году действовали 74 муниципальные общеобразовательные организации, в которых обучался 86 491 человек. Проектная мощность школ составляет 36,5 тысяч при обучении в одну смену и 73 тысяч - в две смены. Финансовое обеспечение полномочий в сфере общего образования предусматривается в бюджете города, в том числе за счет средств областного и федерального бюджетов, предоставляемых бюджету города Иркутска в виде субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Средства областного бюджета направляются не только на освоение федеральных стандартов по подушевому принципу в соответствии с нормативами, но и на строительство объектов общего образования и прочие нужды. За счет собственных средств бюджета города предусматриваются расходы не только на материально-техническое обеспечение и ремонт школ, но и на оплату труда персонала, не включаемого в расчет норматива затрат на предоставление образовательных услуг и прочие нужды. Строительство новых школ и пристроев (зданий начальных школ) осуществляется в том числе за счет средств федерального бюджета. При этом средства федерального бюджета направляются не только на осуществление капитальных вложений, но и на иные мероприятия (например, на ежемесячное денежное вознаграждение педагогам за классное руководство и организацию горячего питания школьников начальных классов).


Специфической проблемой города Иркутска в области расходов на дошкольное и общее образование является отсутствие финансирования со стороны регионального бюджета процесса организации бесплатного питания для детей в садах и учеников начальной школы. В городе Иркутске в большинстве школ и детских садов отсутствуют в штатном расписании сотрудники, участвующие в организации питания, так как эта функция выведена в отдельную организацию - МУП "Комбинат питания г. Иркутска". Такая организационная модель позволяет сократить расходы: если бы в каждой школе существовали свои кухни, средняя цена обеда была бы выше, но существующие методики финансирования предусматривают выделение средств только на сотрудников образовательных организаций, включенных в штатное расписание. В результате финансирование фонда оплата труда МУП "Комбинат питания г. Иркутска" происходит только за счет средств муниципального бюджета, хотя в других городах это не так.


Ключевая проблема системы общего образования города Иркутска - это дефицит мест в школах, который в 2022 году приблизился к 25 тысячам. Основные причины - переход в школьный возраст более многочисленных поколений молодых людей: с 2017 года число школьников увеличилось на 12%, а также миграция детей из Иркутского района, родителям которых удобнее привозить детей в школы по месту своей работы (Таблица 16).


Таблица 16 - Численность обучающихся в организациях общего

образования Иркутска, тыс. человек

Год

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Численность обучающихся в организациях общего образования Иркутска, тыс. человек

76,9

49,6

82,9

85,3

86,5

88,7


В отличие от детей дошкольного возраста численность молодых людей в возрасте 7-17 лет будет только расти и к 2027 году увеличится еще на 18% - на 14,6 тыс. человек (Таблица 17).


Таблица 17 - Прогнозная численность жителей Иркутска в

возрасте 7-17 лет, тыс. человек

Год

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

Прогнозная численность жителей Иркутска в возрасте 7-17 лет, тыс. человек

80,6

83,4

87,1

90,7

93,5

95,2

95,2


Схожая демографическая ситуация и в Иркутском районе. Общая численность детей в иркутских школах с учетом детей Иркутского района может увеличиться с текущих 86,5 тысяч человек до 102 тысяч человек.


Дефицит мест приводит к необходимости обучения во вторую и даже в третью смену - так в 2021 году учился 41% школьников Иркутска. Высокая относительно проектной мощности школ доля обучающихся в первую смену достигается за счет шестидневной работы школ и повышенной относительно нормативной численности школьных классов.


В городе Иркутске в рамках федерального проекта "Современная школа" (национальный проект "Образование") планируется построить семь новых школ и несколько дополнительных образовательных корпусов у существующих школ общей численностью в 9 600 мест к 2028 году.


В рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" предполагается к 2024 году полностью ликвидировать обучение в третью смену. Для того чтобы достигнуть этой цели в Иркутске и остаться в рамках нормативов, необходимо построить дополнительно как минимум четыре школы.


В среднесрочной перспективе необходимо уменьшить и долю обучающихся во вторую смену. Это позволит развивать программы продленного дня и дополнительного образования на базе школ, которые крайне удобны для родителей, так как им не придется забирать ребенка посреди дня или контролировать его перемещение по городу из одного учреждения в другое.


Достаточно остро стоит проблема с кадровым обеспечением общего образования. В 2022 году на одного учителя приходилось 22,6 ученика, в то время как в среднем по России на одного учителя приходится чуть более 12 учеников. Большинство учителей по таким предметам, как математика, информатика, биология, работают с нагрузкой более двух ставок.