Наличие крупных компаний и их активов на территории города искусственно занижает вклад малого бизнеса в экономическое развитие. В реальности город Иркутск мало чем отличается от любого европейского города - именно малый бизнес создает основное количество рабочих мест, причем не только в сервисных, но и в торгуемых секторах. Из общей численности занятых города в 2022 году, по данным ФНС, 49% были заняты в малом бизнесе.
(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 06.03.2024 N 007-20-600789/4)
По числу МСП на душу населения город Иркутск опережает многие крупные города СФО и ДФО, уступая лишь Новосибирску (Таблица 13).
Таблица 13 - Число МСП на 10 тыс. населения в 2022 году, шт.
Город | Новосибирск | Иркутск | Томск | Барнаул | Красноярск | Хабаровск |
Число МСП на 10 тыс. населения в 2022 году, шт. | 894 | 597 | 587 | 566 | 546 | 525 |
(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 06.03.2024 N 007-20-600789/4) |
На 1 января 2023 года в городе зарегистрировано 36,6 тысяч малых и микропредприятий, включая 18,3 тысяч индивидуальных предпринимателей, численность которых последние три года сокращалась. При этом, общее количество субъектов МСП за шесть лет увеличилось на 5,3 тысяч, или более чем на 17% (Таблица 14).
Таблица 14 - Численность индивидуальных предпринимателей,
зарегистрированных в Иркутске, тыс. человек
Год | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Иркутске, тыс. человек | 18,9 | 19,6 | 20,2 | 18,6 | 17,6 | 18,3 |
Основные причины сокращения численности ИП с 2020 года - это введение на территории области налога на профессиональный доход и статуса самозанятого, который более выгоден, чем статус ИП, а также карантинные ограничения, которые сократили деловую активность. Численность самозанятых в Иркутской области превысила 67 тысяч человек, из них треть зарегистрированы в городе Иркутске. Статус самозанятого позволяет не платить обязательные минимальные взносы в фонды социального страхования, ставка налога на доход также в отдельных случаях меньше, чем у ИП, - 4% против 6%.
В рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, установлено целевое значение для показателя "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей" - 25,7 млн человек на конец 2030 года (или примерно 33% от прогнозируемой численности трудоспособного населения в 2030 году).
Отличительной особенностью города Иркутска является высокая представленность в малом бизнесе высокопроизводительных секторов, таких как разработка программного обеспечения, научная деятельность, архитектура и дизайн, деятельность в сфере телекоммуникаций и т.д. Совокупная выручка таких компаний на территории города в 2022 году превысила 20 млрд руб.
В доходном потенциале города Иркутска налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2022 год составил 2 037,5 млн руб., а налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, составил 288,4 млн руб. Таким образом, совокупный вклад данных двух налогов со специальным режимом в доходный потенциал города составил 8%. Такой существенный вклад является дополнительным подтверждением значимости малого бизнеса для города.
В поддержке развития МСП задействованы как государственные институты, так и крупный бизнес. Город Иркутск входит в группу лидеров среди городов СФО по представленности федеральных институтов развития. В городе расположены:
- Региональный фонд развития промышленности, который может выдавать совместные займы с Фондом развития промышленности РФ в рамках подписанного соглашения.
- Центр поддержки экспорта, а также обособленные подразделение Российского экспортного центра.