Система дополнительного образования, которая находится в сфере ответственности департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, представлена в Иркутске 16 муниципальными учреждениями, в которых в 2022 году обучалось 29 286 человек в возрасте от 5 до 18 лет. Более 5 тысяч детей посещали 14 учреждений дополнительного образования в области искусств: детские школы искусств, детские художественные школы, детские музыкальные школы. Еще 27 134 ребенка посещали различные кружки и секции на базе школ и детских садов. Помимо муниципальных организаций на территории города работают десятки региональных и частных центров дополнительного образования, обеспечивая общий охват детей в возрасте 5-18 лет на уровне 72%. В федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" планируется достижение 80-процентного охвата к 2024 году (национальный проект "Образование").
Важную роль в развитии дополнительного образования играет частный сектор. Несмотря на относительно небольшую долю - охват менее 2% от численности детей 5-18 лет и узкую представленность основных программ - в основном это языковые курсы и центры развития ребенка, - коммерческий сектор существенно дополняет образовательные продукты и услуги муниципального сектора, обеспечивая дополнительный выбор и ассортимент услуг, а также высокий уровень качества, формирующийся в конкуренции на открытом рынке. Кроме того, многие частные организации в силу ряда причин не регистрируются как образовательные и ведут деятельность по другим кодам ОКВЭД. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, охват частного сектора дополнительного образования достигает 20%, и аналогичные возможности могут быть реализованы в городе Иркутске.
Организации дополнительного образования формируют единое образовательное пространство города. Все доступные секции и кружки представлены в виде навигатора на портале дополнительного образования Иркутской области. Родители могут записать ребенка сразу в несколько секций - почти 80% детей посещают более одной секции в муниципальных учреждениях.
В 2022 году услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности города Иркутска получали 102 773 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет, что составило 93,5% от числа детей данной возрастной группы. Средняя заработная плата педагогов дополнительного образования за девять месяцев 2022 года составила 55,1 тысяч рублей, то есть была выше, чем в дошкольном и общем образовании. Муниципальные организации дополнительного образования укомплектованы кадрами на 98%, при этом 2/3 педагогических работников старше 35 лет. Для привлечения молодых кадров, так же как в общем и дошкольном образовании, применяются повышенные коэффициенты при расчете заработной платы и дополнительные выплаты при трудоустройстве.
Здания муниципальных организаций дополнительного образования в целом соответствуют требованиям СанПиН, однако их площади в ближайшее время может быть недостаточно для обеспечения, установленного в национальном проекте "Образование" показателя охвата дополнительным образованием.
Важно отметить, что во всех муниципальных образовательных организациях проводятся мероприятия, необходимые для создания условий для обучения детей с ОВЗ. Адаптированные образовательные программы на базе детских садов позволяют обеспечить достаточный уровень охвата детей с ОВЗ, обучающихся в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях также создаются условия для обучения детей с ОВЗ.
В системе дошкольного, общего и дополнительного образования, которые находятся в непосредственной зоне ответственности администрации города Иркутска, можно выделить следующие ключевые вызовы:
Какие еще необходимы меры для привлечения молодых специалистов в систему образования?
Как решить проблему дефицита мест в школах в условиях ограниченного бюджета и недостатка земельных участков?
Как увеличить заработную плату педагогических работников при сохранении на разумном уровне их рабочей нагрузки?
Как повысить качество и увеличить охват детей программами дополнительного образования?